Овеществлённый, материализованный душевный мир живописца раскрывается в новой выставке «Мастерская художника». Работы – на заданную тему. Экспозиция требует от зрителя не только особой внимательности, разгадывания, но и погружения в психологический мир художника: очень личный, очень интимный. Концепция выставки даёт возможность говорить об особом направлении в искусстве.
По обыкновению, выставка для зрителя – показ того, как художник видит мир, как хочет его показать. Концепция же выставки «Мастерская художника» состоит в том, что он выходит за рамки такого подхода и показывает то, как этот мир он творит, раскрывая сам процесс творчества.
Алла Родионова, заведующая кафедрой изобразительного искусства СмолГУ:
«Раздвигается рама картины, и мы видим не просто натуру, быт, видим обстоятельства, условия творчества, которые сопровождают человека в его творческом процессе. И это создаёт так много смыслов, что картины начинают читаться. Они превращаются в аллегории. Наполняются символизмом».
Один из авторов выставки – Виктор Климов, из Десногорска. Закончив худграф, долгие годы занимался только художественной фотографией. Однако последние три года его потянуло снова к живописи. В экспозиции – две его работы.
Виктор Климов, художник из Десногорска:
«Взялся за краски, за какие-то поиски своего «Я» в мире искусства. В общем, воплощаю себя, как могу. Потрясающая идея. Это неисчерпаемый кладезь поисков, что такое мастерская для художника. Можно импровизировать, копаться и копаться».
Мастерская художника в разные времена могла быть и салоном для приёмов, где показывались картины и рекламировались для продажи. Она бывала и местом уединения, затворничества художника. А в последнее время мастерская воспринимается неким местом лирического осмысления жизни.
Алла Родионова, заведующая кафедрой изобразительного искусства СмолГУ:
«Художники здесь, на этой выставке показывают этот очень лирический взгляд на жизнь. Они открывают нам смысл мастерской как идиллию, как мир, который художник вокруг себя создал, в котором ему комфортно. Мы должны быть благодарны художникам: они открывают свою душу, позволяя нам проникать в их сокровенное пространство какое-то».
Искусство отражает время и всегда принадлежит тому периоду и культуре, которым оно порождено. Смоленск по праву считается цитаделью русской реалистической школы. А реализм, будучи явлением вневременным, далеко не исчерпан как эстетическая основа творчества и, в частности, как плацдарм для психологических поисков. Выставка «Мастерская художника» об этом и свидетельствует.