Самым образованным человеком в семье Твардовских был ее глава - Трифон Гордеевич. Именно он подарил сыну его самую первую книгу - томик Некрасова, выменянный на ведро картошки. Он записывал первые стихи Саши, когда мальчик еще не умел писать. И именно Трифон Гордеевич, человек властный и неуживчивый, стал препятствовать Сашиным занятиям литературой. В 14 лет Александр Твардовский уехал из Загорья и от отца.Виктор Ильин, доктор филологических наук, профессор СмолГУ:
«Как мог вдалеке от городов, вдалеке от дорог, как мог на этом хуторе, в захолустье в этом, как мог родиться этот поэт? Ведь, собственно, никакой среды не было, поэт должен был кому-то читать свои произведения».
Чтобы избежать репрессий, Твардовскому пришлось отказаться от отца и семьи. Это оставалось занозой в его совести всю жизнь. Десятилетиями Твардовский безуспешно пытался добиться того, чтобы отца перестали считать кулаком. Как покаяние прозвучала поэма «По праву памяти», в которой поэт во всеуслышание опроверг тезис первых лет советской власти, что «сын за отца не отвечает». После освобождения Смоленска, Твардовский первым делом добился того, чтобы его родителям дали квартиру. Там же, в Запольном переулке, были написаны главы поэмы «Василий Теркин», которой в этом году исполнилось 70 лет.- Переправа, переправа, берег правый – как стена. Этой ночи след кровавый в море вынесла волна. Эта знаменитая фотография сделана, когда во время Великой Отечественной поэт посетил Загорье. От всего хутора осталась лишь одна яблоня, срубленная снарядом, да копань, которую в детстве Саша рыл вместе с отцом. Постройки были разграблены еще после раскулачивания семьи Твардовских. Спустя полвека Загорье было восстановлено как музей. - Отжитое - пережито,- А с кого какой же спрос?- Да уже неподалеку- И последний перевоз.- Перевозчик-водогребщик,- Старичок седой,- Перевези меня на ту сторону,- Сторону - домой...Последний роман, который Александр Твардовский не успел написать, должен был называться «Пан», и был бы посвящен отцу и любимому Загорью.Виктор Ильин, доктор филологических наук, профессор СмолГУ:
«Обвиняют, что он бежал из Загорья. Если бы он не ушел годом или полутора годами раньше, он попал бы под это общее колесо, которое семью подмяло, семья же была репрессирована, на север выслана».