Стены дома давно заплесневели, оконные рамы сгнили, батареи проржавели. Детям приходится дышать сыростью. Алеша - самый маленький, 9-й ребенок в семье. Ему едва исполнился годик. И он постоянно кашляет. «Вот видите, они покашливают и сопли. У этого постоянно сопельки. Потому что видно это вот дает».Проект квартиры предусматривал водопровод. Однако в доме семьи Гермес удобств нет. Сантехническая система развалилась от старости.Многодетной семье помогает вся деревня. Несут продукты, теплую одежду, игрушки. За ребят горой стоят учителя сельской школы. Ведь пока семья живет в Лесниках, местную школу не закроют.Лариса Гермес, мать семейства:
«Потекло, и очень сильно потекло. Видите, краску всю съело. Потом вот это стало обсыпаться все. А весной, в эту весну, вот недавно сильный ливень был, и на пришлось вообще отсюда эвауироваться, потому-что летело все, аж на первый этаж просочилась вода».
.В районных органах социальной опеки только разводят руками. Проблема семьи им знакома. Но помочь здесь могут только мизерным пособием. Чтобы его оформить, матери нужно приехать в Рославль.Ольга Андросова, учитель сельской школы:
«Есть такие, которые их осуждают, что вот зачем у них столько детей. Ну а я со своей точки зрения считаю, что дети – это хорошо. Дети – это будущее не только семьи. Это – будущее нашего государства»
Недавно село посетили сотрудники департамента смоленской области по социальному развитию. Дом тогда внимательно осмотрели. Но пока помощи семья не получила.Дмитрий Данельчук, начальник отдела социальной защиты населения в Рославльском районе:
«На сегодняшний день она должна придти и переоформить на 5 детей детские ежемесячные».
Самостоятельно семья не сможет решить накопившиеся проблемы. Но Лариса Михайловна уже не ждет милости от властей. Мать несколько раз пытались лишить родительских прав, несмотря на то, что родители и старшие дети работают, не покладая рук.Галина Петрова, заместитель начальника департамента Смоленской области по социальному развитию:
«были обследованы бытовые условия семьи. Поэтому сейчас мы знаем, что ситуация там достаточно сложная, на так как нет ткаих программ, по котором бы департамент бы мог решить этот вопрос мы работаем в этом направлении и пытаемся найти спонсоров, которые могли бы помочь семье».
Пока перспектив на горизонте у многодетной семьи нет. Скорее всего, опять придется зимовать в холодном доме, с плохим отоплением и дырявой крышей. Ремонт здесь обойдется в несколько сотен тысяч рублей. Для деревни это – немыслимые деньги.Лариса Гермес, мать семейства:
«Мне сказали, нечего было столько детей рожать. И все осуждают за то, что у меня столко детей.Муж у меня работает механизатором. Если он на ремонте, то получает Дочка работает дояркой, в 3 часа ночи она встает, идет на работу. Получает 2700. Вот на этоу сумму мы живем» .