Ушедшая эпоха в черно-белых тонах. Смоленские фотографы передают музею-заповеднику архив снимков 1960 – 1990хгодов. Это самые интересные фотографии, сделанные лучшими мастерами. Часть этих снимков смоляне могут увидеть на выставке. Она начала работу в историческом музее.
…Лирические портреты, пейзажные зарисовки и уникальные эпизоды из истории Смоленского края. На шестидесяти снимках жизнь, которую уже не увидишь – смоленская деревня и ее обитателя. Это лучшие кадры, сделанные смоленскими фотографами за прошедшие несколько десятилетий. В то время работали два клуба: «Миг» и «Смоленск».
Игорь Чернов, председатель Смоленской организации Союза фотохудожников России:
«Даже в те времена было интересно снимать деревню, потому что там кипела жизнь, были характерные лица, интересные. Интересно было работу снимать сельскую».
Снимок Юрия Гагарина – один из самых ранних на выставке. Его сделал Петр Мотовилов в 1966 году. Огранщик бриллиантовой фабрики с послевоенных лет не расставался с фотоаппаратом. Именно его позвали запечатлеть визит на производство легендарного космонавта.
Объектив его камеры успел зафиксировать момент, когда Юрия Гагарина обступили школьники, непонятно откуда узнавшие о приезде космонавта. Девяностолетний фотограф – мастер именно репортажного снимка.
Петр Мотовилов, фотограф:
«А тут перед входом такой спуск к заводу, к проходной, лесенка. Они так встали по лесенке, удобно. А я со стороны завода – щелк! Гагарина тут же окружили. Вот этот снимок я сделал. Я увидел, хап и щелкнул! Вот только эти снимки меня интересовали, именно репортажные».
Черно-белые фотографии советской эпохи обладают особым шармом, уверены мастера. Вдохновение и знания нужны были не только во время съемки, но и при печати снимков.
Когда-то проявка и печать снимков проходила чуть ли не в каждой советской ванной, но по-настоящему хорошие карточки получались только у профессионалов. Сейчас технология, при которой фотограф сам печатает свои снимки, ушла в прошлое, став редким и дорогим искусством. Алексей Иванов пытается сохранить эту традицию. В его мастерской по-прежнему зажигается красная лампа.
Алексей Иванов, фотограф:
«Вроде, современная фотография цифровая с огромным разрешением, огромным цветовым диапазоном, яркие фото. Но как-то это слишком резко, слишком качественно. Не хватает элемента живости какого-то. Когда на старые фотографии смотришь, какое-то особое чувство возникает. Они совсем другие кажутся».
Смоленские фотографы провели колоссальные работу по отбору, оцифровке и атрибутированию снимков, и теперь это собрание пополнит фонды музея-заповедника. А вскоре можно ожидать, что появится и отдельный электронный альбом.