Уникальный дар из Дома художника. Потомки Сергея Малютина передали Смоленскому музею-заповеднику резной шкаф, который был создан по проекту их прадеда, а затем хранил его вещи. Предмет мебели недавно был привезен в Смоленск и сейчас находится в фондах музея.
На дверцах и стенках резные цветы изящным орнаментом переплетаются с листьями. Шкаф был создан по проекту художника Сергея Малютина для его собственной семьи. Самая примечательная деталь этого предмета мебели – верхняя крышка, напоминающая скат кровли русского терема. И даже там, сверху, шкаф декорирован резьбой.
Елена Яскевия, хранитель фонда Смоленского государственного музея-заповедника: «Малютин ввел очень красивый элемент резьбы, напоминающий то ли плотно расположенную чешую, то ли черепицу. Это тоже отсылка к его любимым драконам».
А что же внутри нового экспоната? Шкаф предназначался для хранения одежды. Видно, что им пользовалось не одно поколение семьи, и даже переделывали. Например, ручки-ракушки были установлены позже.
Дмитрий Алексеев, главный хранитель Смоленского государственного музея-заповедника: «Очевидно, что здесь раньше были замки. И дверцы закрывались на ключ. Перевешивалась планка для одежды. Внутри есть отверстия для первоначальной планки, но со временем она была поднята выше».
Один из потомков Сергея Малютина завещал передать этот шкаф в музей Смоленска, города, с которым была связана яркая страница творчества художника.
Три года и три месяца Сергей Васильевич работал в Талашкине. Сергей Малютин приехал в Талашкино по приглашению Марии Тенишевой, чтобы участвовать в строительстве храма, возводимого по его проекту. Кроме этого, он был назначен учителем рисования в сельскохозяйственной школе, а также руководил художественными мастерскими, в которых планировалось изготавливать убранство и утварь для будущей церкви.
В Талашкино Сергей Малютин приехал известным, состоявшимся художником, владельцем мебельной мастерской и смог тут воплотить свои самые заветные творческие мечты.
На фото запечатлена обстановка в московской квартире Сергея Васильевича: его семья разместилась на мебели, которую художник создал в Талашкине, позади – резной буфет. На снимке запечатлена старшая дочь Ольга. Именно она в 1964 году передала Смоленску талашкинскую мебель отца, в том числе буфет.
Тамара Исаченко, ведущий научный сотрудник Историко-архитектурного комплекса «Теремок»: «Вот такие потайные все возможные полочки, такие пенальчики, имеется также открытая часть здесь».
С тех пор гарнитур Малютина – стол и стулья, кресло Сергея Васильевича, сундук, бюро и лавка для обуви – главная часть экспозиции во фленовском Тереме, который также был построен по задумке и проекту художника. Сергей Васильевич создавал мебель, которая напоминала по конструкции крестьянскую, архаичную, и украшал ее подсолнухами, вихрящимися розетками, сказочными птицами. Музейные сотрудники уверены, что новый экспонат, шифоньер Малютина – младший брат талашкинского буфета.
Тамара Исаченко, ведущий научный сотрудник Историко-архитектурного комплекса «Теремок»: «Конечно, это более поздняя работа, но мы точно можем связать тематику с талашкинской, потому что боковая створка нашего буфета и орнамент на этом шкафчике, они абсолютно одинаковые».
Шифоньер был создан после отъезда Малютина из Талашкина в 1903 году, но до 1917 года, когда он начал отказываться от сказочных мотивов. Сотрудники музея планируют, что новый экспонат вскоре будет отреставрирован и, возможно, переедет в Терем, к другим творениям Сергея Малютина.