Смоленский драматический театр закрыл сезон премьерой по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Знаменитое произведение поставил главный режиссер театра Виталий Барковский.
…Это бессмертное произведение всегда кажется актуальным и злободневным. Борьба между лицемерием и свободой, верноподданичеством и независимостью. Александр Андреевич Чацкий, высказывающий острые и разумные суждения, по ходу пьесы сталкивается со стеной непонимания московского аристократического общества.
Здесь два антагониста – Чацкий и Молчалин. Качества Молчалина, делающие его антигероем пьесы, главным противником Чацкого – умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность – вот определяющие качества этого героя, который легко поднимается по карьерной лестнице.
Виталий Барковский, главный режиссер Смоленского драматического театра:
«Да, Молчалины блаженствуют на свете. Просто они сейчас меняют свои методы».
Режиссер решил сделать как бы два разных спектакля – два разных состава , где исполнитель роли Чацкого Юрий Гапеев играет Молчалина , а исполнитель роли Молчалина Александр Кащаев – Чацкого. До премьеры актеры точно не знали, какую роль будет играть каждый из них .
Александр Кащаев, исполнитель роли Молчалина:
«Я каждый день репетировал. Сегодня я Чацкий , завтра – Молчалин, и мне казалось, я схожу с ума».
И это, конечно, произведение о любви, где рушатся надежды Чацкого на взаимное чувство с молодой незамужней дочерью Фамусова Софьей Павловной. Софья делает выбор в пользу Молчалина и в итоге понимает, что совершает ошибку. Эту героиню блестяще сыграла Мария Вилюнова, показавшая весь диапазон эмоций – от гротеска до трагедии.
Мария Вилюнова, исполнительница роли Софьи:
«Режиссер сразу поставил задачу, что это глубокий человек, это не пустышка».
Сцена контрастно разделена пополам. Черная и белая ткань разделяет площадку, хотя герои совсем не столь однозначны и прямолинейны, здесь нет абсолютно положительных и отрицательных персонажей. Но итог – побег Чацкого из этого мира, где свои правила игры, противоречащие нормам морали, его идеям и идеалам.
Здесь введен еще один герой, который постоянно появляется на сцене. Он как бы смотрит на все происходящее со стороны – и после финального монолога он сидит вместе с Чацким, а сквозь пальцы сыплется песок – как напоминание о зыбкости времени и всего происходящего.
…Итоги подведены. Театральный сезон завершен. Актеры уходят на каникулы. В августе они вернутся, чтобы начать репетиции новой постановки.