В таких условиях значительно повышать цены в меню рестораторы опасаются: это может отпугнуть и без того немногочисленных посетителей. Чтобы оставаться на плаву, им сегодня приходится считать каждый грамм и каждую копейку, а также надеяться на то, что смоляне, невзирая на кризис, продолжат играть свадьбы.Денис Задохин, корреспондент:
«Такая картина для Смоленских ресторанов в последнее время дело вполне привычное. Как результат, в заведения, в которые раньше нельзя было попасть без записи, сейчас свободный столик можно найти даже в пятницу вечером».
Еще один сегмент рынка общественного питания - кафе. Число клиентов здесь также сократилось почти в половину. Смоляне стали жестко контролировать свой аппетит. Если раньше средний чек одного посетителя здесь составлял около 400 рублей, то сегодня - чуть более 100. Самыми популярным заказом становится кофе и слойка. В борьбе за клиента приходится активно не только выпекать свежие пирожки, но и генерировать свежие идеи.Елена Иванова, управляющая рестораном:
«Замена продуктов, где-то импортные продукты меняем на отечественные. Выходы блюд, минимально – но стараемся уменьшать. Мы выживаем свадьбами. Сейчас идет набор на лето, и мы берем предоплаты на свадьбы».
В условиях экономического спада не смогли избежать проблем даже самые бюджетные заведения общепита - столовые. Правда, природа их трудностей несколько иная. Посетителей в столовых меньше не стало, но зато почти в два раза выросли затраты на коммунальные нужды.Анна Конохова, управляющая кафе:
«Система скидок у нас многочисленна. От 5 до 30 процентов в течении дня и вечером. Привлекаем молодежь с помощью различных игр: монополия, крокодил и т.д. Все дешево и практически бесплатно».
На сегодняшний день в Смоленске функционирует более 400 предприятий в сфере общественного питания. В зоне особого риска находятся недавно открывшиеся и не успевшие «раскрутиться» дорогие рестораны. Специалисты прогнозируют, что именно их число в скором времени может значительно сократиться.Валентина Тимченко, заместитель директора столовой:
«Стало сложнее оплачивать арендную плату, электроэнергию. Пытаемся выживать за счет постоянного потока смолян, которые знают, что у нас всегда низкие цены».
Есть на рынке смоленского общепита и островки относительного благополучия. Это так называемые фуд-корты в крупных торговых центрах, где можно быстро и относительно недорого подкрепиться в одной из сетевых закусочных. Объемы продаж здесь не падают. Напротив, отмечается их незначительный рост. Однако сказать, что эта тенденция обретет долгосрочный характер, никто из специалистов пока не готов.Наталья Анисимова, заместитель начальника управления администрации города Смоленска по потребительскому рынку и развитию предпринимательства:
«С начало года у нас закрылось уже пять предприятий. Основными причинами стали высокая арендная ставка, невозможность предпринимателей погасить ранее взятые кредиты, повышение цен на продукты».