Смоленские поисковики нашли останки советского штурмовика Ил-2, обломки которого пролежали в земле больше семидесяти лет. В течение двух дней удалось поднять двигатель с редуктором, а также множество мелких деталей самолета.
…Двигатель советского штурмовика Ил-2 поднимают из земли. Он пролежал на глубине восемь метров десятки лет, но с него все еще капает масло, а большинство деталей в хорошем состоянии. Поисковики обнаружили самолет на границе Смоленской и Калужской областей больше года назад, но операцию по его извлечению удалось организовать только сейчас.
От самолета остались двигатель, редуктор, десятки частей и обломков. Фюзеляж, хвостовую часть и крылья найти не удалось. Зато мелкие детали в удовлетворительном состоянии, говорят поисковики:
«Это приемник РС-4 с Ил-2. Располагался он примерно так, перед пилотом. Шкала настройки здесь».
«Черная смерть» - так называли Ил-2 солдаты вермахта. Этот самолет - один из самых защищенных в советской авиации. Тем не менее, выживаемость в штурмовой авиации была невысокая. Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.
Как погиб экипаж этого самолета, пока неизвестно, но поисковики предполагают, что это произошло летом 1943 года.
Константин Голубев, командир поискового отряда «Русь» (г. Калуга):
«Здесь был танковый прорыв советских войск, они должны были прорвать линию обороны. Буквально за моей спиной, в 400 метрах отсюда были немецкие позиции. Мы предполагаем, что Илы штурмовали эти позиции и в результате боя самолет был сбит».
Занимались подъемом обломков самолета поисковики из Десногорска и Калуги. Помимо деталей Ил-2 им удалось обнаружить останки экипажа, и даже книжку пилота. Из того, что смогли прочитать, определили часть, к которой были приписаны летчики. Это 801-й штурмовой авиационный полк 1-й воздушной армии.
Алексей Тимофеев, командир поискового отряда «Обелиск» (г. Десногорск):
«Выводы делать о принадлежности самолета и экипажа пока рано, но сейчас работа в архиве продолжится, установится судьба его».
Останки поднятого самолета отвезли в Десногорск. Там штурмовик будут изучать, устанавливать личности экипажа, а затем боевая машина станет памятником.