История одного шедевра… М.Врубель. Скульптура Волхова
https://gtrksmolensk.ru/news/istoriya-odnogo-shedevra-mvrubel-skulptura-volhova/
2012-06-07 14:28:00
Этапом в развитии русской пластики рубежа 19-20 веков стало увлечение живописца Михаила Врубеля скульптурой. Образ морской царевны Волховы рожден, как и многие другие сказочные персонажи художника, его гениальной фантазией и стремлением оживить русские предания, прочувствовать их тонкую поэзию.
Этапом в развитии русской пластики рубежа 19-20 веков стало увлечение живописца Михаила Врубеля скульптурой. Образ морской царевны Волховы рожден, как и многие другие сказочные персонажи художника, его гениальной фантазией и стремлением оживить русские предания, прочувствовать их тонкую поэзию. В этом выдающемся произведении Михаила Александровича Врубеля можно разглядеть и даже расслышать многое: «Волхова» - пластический парафраз на мотивы оперы «Садко». Художник глубоко прочувствовал близость колорита мелодий Римского-Корсакова, их своеобразную декоративность. И мы ясно слышим музыку, плеск морской волны, а ещё - находим портретные черты супруги и музы Врубеля, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, которая не раз воплощала на сцене сказочный образ Морской царевны.
Дарья Иванова, искусствовед:
«Волхова вышла из воды и стала водой в итоге. И вот скульптура Врубеля тоже представляет, в каком-то смысле, набегающую волну, в которой только отдалённо читается призрачный сказочный женский образ, черты этой сказочной героини, которую Врубель хотел видеть в каждой женщине».
Врубеля пленяли богатые живописные возможности майолики, игра цветных глазурей. Загадочной дымкой металлической патины окутаны плавные, струящиеся формы. Давая свободно течь глине, художник и властвует над ней, заставляя передавать блеск и плеск неуёмной волны. С майоликами Врубеля в русскую скульптуру входят поэзия, жизнеутверждающее полнокровие цвета и вообще декоративное начало, продиктованное народным эпосом.
Видео доступно в архиве