Данные о них до сих пор неизвестны. В Смоленске увековечили память группы подпольщиков
В Смоленске установлена памятная доска в честь неизвестной группы подпольщиков. Инициатива ее создания принадлежит нашему земляку, который сейчас живет в Беларуси, Илье Горбачевскому. Деньги на монумент собрали минские ветераны. Процесс увековечивания памяти смоленских подпольщиков затянулся на много лет, потому что в документах сведений об их деятельности пока не найдено. Однако одним из членов той группы был сам Илья Горбачевский.
gtrksmolensk.ru

Данные о них до сих пор неизвестны. В Смоленске увековечили память группы подпольщиков

  • 09.05.2021 17:55

В Смоленске установлена памятная доска в честь неизвестной группы подпольщиков. Инициатива ее создания принадлежит нашему земляку, который сейчас живет в Беларуси, Илье Горбачевскому. Деньги на монумент собрали минские ветераны. Процесс увековечивания памяти смоленских подпольщиков затянулся на много лет, потому что в документах сведений об их деятельности пока не найдено. Однако одним из членов той группы был сам Илья Горбачевский.

Семь классов Илья Горбачевский окончил в этой самой, 23-й, школе на Сортировке. Он собирался поступить в техникум связи, но лето 1941 года перечеркнуло все планы. Спустя всего несколько дней после начала войны Илья видел, как немецкие самолеты бомбили Смоленск и железнодорожное депо рядом с домом. Эвакуируясь, вместе с соседом мальчик дошел до Соловьевой переправы. Дальше прорваться не получилось, и пришлось вернуться в оккупированный город. Илья Иванович вспоминает, что очень хотел домой, ведь там остались его любимые голуби. Он еще не знал, что по приказу нового руководства города все они были истреблены.
 

Илья Горбачевский:

«Мне так хотелось назад, покормить голубей надо было. И можете себе представить, мы вдвоем прошли фактически линию фронта. Назад вернулись в Сортировку. И я пришел – мои голуби расстреляны. Да, расстреляны. Это то, что дало мне сильный заряд обиды на немцев».

 


Начались трудные будни в оккупированном Смоленске. Одно из первых воспоминаний после возвращения – колонна военнопленных, которых немцы гнали по депо, тут же расстреливая упавших.
Недалеко от дома Горбачевских был организован лагерь военнопленных – баулагерь, в котором содержались около 300 человек. Большинство из них воевали в 16-й армии под командованием генерал-лейтенанта Михаила Лукина и были взяты в плен под Смоленском. Все они должны были работать на железной дороге.
Хозяйство Горбачевских было разорено, дом порушен. Выручало то, что Илья умел ремонтировать часы. Это помогало прокормиться и позволяло проходить на территорию лагеря. Однажды один из пленных, с которым Илья особенно подружился, жестянщик Леонид Рубин, отдавая часы в ремонт, попросил узнать, нет ли неподалеку партизанских отрядов. Илья Горбачевский обещал узнать и, получив от нацистов справку, что ему нужно нарезать мётлы для депо, отправился на поиски.
 

Илья Горбачевский:

«Остановил немец. И показал – «Стой!» Я остановился. «Куда ты едешь? Wo du fahrst?» Я говорю – im Walt. Достаю ему справку, показал. «О, ты не едь. Nicht fahren. Там партизаны, там партизаны». Ну, тогда я на обочине нарежу.
Я выполнил его просьбу, не чувствуя, того, что он затеял. Оказывается, затеял: много желающих было уйти в партизаны».


На этих стендах в школьном музее Илья Горбачевский собрал портреты членов подпольной группы, которая стала действовать в лагере для военнопленных в Сортировке. Их имена ему удалось установить через много лет после войны. А тогда соблюдалась конспирация.
В группе подпольщиков было задействовано 14 человек: 10 военных и четверо гражданских. Ее возглавил военврач 3-го ранга из Гомельской области Леонид Рубин. Но, чтобы не лечить нацистов, скрывал профессию, и работал жестянщиком.
Смелость и дерзость Рубина восхищали Илью. Когда в лагерь удалось тайком пронести ракетницу, Рубин смог корректировать удары советской авиации.
 

Илья Горбачевский:

«Как только я слышу звук самолета слышу, я выходил на улицу. И все наблюдал. Это вот для Леонида Рубина ракетницу и ракеты дали с той целью, чтобы помочь нашей авиации точно ложить бомбы на военные эшелоны, которые идут на фронт, немецкие, с новой силой и техникой».


И сейчас Илья Горбачевский с легкостью может набросать план местности, который в годы оккупации помогал вырваться из плена. Подросток-связной под позывным «Малыш» тоже стал участником подпольной группы, и вклад в дело был велик. Он передавал собранное оружие, доставал на базаре одежду и продукты, сводки совинформбюро, перерисовал у нацистов карты района.
Большой дуб на пригорке недалеко от лагеря стал явочным местом. Для подпольщиков – символом борьбы за свободу и против нацистов.
Благодаря работе подпольщиков удалось отправить к партизанам 30 человек. Перевалочным пунктом служил дом Горбачевских.
 

Илья Горбачевский:

«Переодевались в нашем подвале. В подвале все было подготовлено. Ночью приходили в подвал переодевались и уходили по схеме, которую нарисовал я, каким образом двигаться. Но самое главное – ручей. Ручей – основной ориентир. Вдоль речки пробирались в партизанскую зону».


Большой мечтой Ильи Ивановича все эти годы было увековечить память Леонида Рубина и других подпольщиков, расстрелянных нацистами спустя полтора года работы группы. Илья Горбачевский тоже был арестован, но его никто не выдал. И сестра смогла «выкупить» его у нацистов за корзину яиц и золотые сережки. И вот на стене 23-й школы, которая продолжает работать в смоленской Сортировке, «вырос» гранитный дуб с золотым крестом. Таким место встречи смоленских подпольщиков приснилось Илье Ивановичу в ночь перед назначенным расстрелом, когда смоленского разведчика снова арестовали нацисты, но ему вновь чудом удалось избежать смерти.


Елена Ульяненкова, советник-эксперт Департамента Смоленской области по внутренней политике:
«Илья Иванович очень долго добивался, приезжал на топонимические комиссии, его сын привозил. И все у него не получалось. Не хватало то одной справки, то другой. И когда он мне все это рассказал, я решила, что действительно мы должны это сделать».


Смоленским краеведам известно более четырех десятков подпольных организаций, действовавших в городе в годы оккупации. В них было задействовано полтысячи человек. Они вели разведку, совершали диверсии, вызволяли из неволи военнопленных. Большинство подпольщиков были раскрыты и казнены. Но мужество этих людей сделало Победу ближе.

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3