Одна из уцелевших достопримечательностей - древние захоронения рода Шнеерсонов. Могилы теперь находятся в специальном склепе. Паломники-последователи хасидизма приносят сюда записки с просьбами к богу, написанными на иврите. В склепе сотни таких писем. 102 года - с 1813 по 1915 - Любавичи были резиденцией четырех поколений местных ребе - наследников Шнеура Залмана Шнеерсона. В Любавичах в довоенное время были четыре синагоги и жило около полутора тысяч евреев.Здесь были жестоко расстреляны 483 представителя еврейской национальности. С тех пор в Любавичах живут только русские, белорусы и украинцы. Коллекцию шестого любавического ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, состоявшую из 12 тысяч древнееврейских книг и 50 тысяч редких документов, тоже здесь не найти. Еще во время Первой Мировой войны Шнеерсон перевез часть библиотеки в Москву. Сейчас она стала яблоком раздора. Американские хасиды требуют передать ее в США.Где именно хранились книги - неизвестно. В Любавичах было множество еврейских домов, которые не сохранились до наших дней. Но скорее всего, религиозная литература находилась в доме любавических раввинов, стоявшем на берегу реки Березины.Более десяти лет назад восстановили дом любавических ребе. Община хасидов приобрела избу, предназначенную для нужд паломников. Она называется «Дом Шнеерсона» и располагается на улице Хабадская, в честь религиозного течения. Но большинство жителей Любавич и не слышали ни о Шнеерсоне, ни о библиотеке.Но глава поселения считает, что отдавать Америке коллекцию - это абсурд. Логичнее, чтобы ее вернули в Любавичи, и возрос бы поток туристов.Виктор Куземченков, глава Любавического сельского поселения:
«С 1993 года собираются построить пятизвездочную гостиницу, а еще нужно сельхозпредприятие, чтобы готовить кошерную пищу».
Интересно, что жители Любавич, далекие от хасидизма, называют деревню святым многострадальным местом, которое ждет лучших времен.Виктор Куземченков, глава Любавического сельского поселения:
«Конечно, тогда все было бы по-другому, и наша жизнь повернулась бы в лучшую сторону».