Жители одного из микрорайонов Смоленска жалуются на некачественное отопление – во многих домах на Киселевке батареи не греют, а температура воздуха не поднимается выше 15 градусов. Ни управляющая компания «Жилищник», ни теплоснабжающая компания «Квадра» проблему не решают, а платить за холодные батареи приходится по полному тарифу.
…Внуки одеты, как капуста, вся семья постоянно болеет, а в морозы и электрический обогреватель не справляется с отоплением трехкомнатной квартиры. У Зои Завьяловой уже вошло в привычку вести дневник температуры воздуха дома. Подсчеты красноречивы – до нормы показатели не дотягивают.
Зоя Завьялова, жительница дома № 85 по ул. Рыленкова:
«Все промерзло! Вот здесь сосульки висели у нас! Все было заморожено! Это вот 7-8 числа. Воду по три-четыре раза в день теперь вытираю. И по всему стояку такая проблема».
Представители управляющей компании «Жилищник» вместе с сотрудниками ресурсоснабжающей организации «Квадра» раз за разом приходят с комиссией на проверку показателей. И каждый раз выносят вердикт – показатели в норме, а в квартире тепло. Парадокс, который оставляет этих и других квартирантов в заложниках ситуации – нет актов о некачественном отоплении, нет возможности предъявить кому-либо претензии на юридическом уровне.
Ольга Степченкова, жительница дома № 85 по ул. Рыленкова:
«Нам сказали, что у нас норма по отоплению, и соответственно, сказали, что платить мы будем, как и платили».
Но главный парадокс сложившейся ситуации в том, что даже официальное подтверждение некачественного теплоснабжения проблему не решает. В управляющей компании, которая обслуживает дома по Рыленкова и Попова, ответственность за это возлагают на «Квадру». Коммунальщики отмечают, что в центральный теплопункт поступает теплоноситель с недостаточно высокими параметрами давления и температуры.
Алексей Рачковский, директор управляющей компании «Жилищный стандарт»:
«У нас есть акты о готовности этих домов к зиме. То есть мы со своей стороны готовы обогревать квартиры, но мы не подаем [тепло]. Мы не можем в подвале разогреть трубы и развести костры, чтобы все подогревалось. Что нам приходит на дом, то и подаем. Чтобы дом отапливался, нужно давление как минимум единица. У нас оно – 0,2».
Специалисты считают, что недостаточное давление в теплосетях микрорайона в определенной степени обусловлено ремонтом тепловой магистрали на улице Попова. Еще один возможный фактор – установка «Квадрой» в подвалах домов специальных «конусов» – устройств, которые искусственно снижают давление подаваемого теплоносителя.
Елена Тарасенко, пресс-секретарь филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация»:
«Сегодня специалисты «Квадры» провели проверку внутренней системы отопления в доме. По итогам этой проверки управляющая компания получила рекомендацию увеличить диаметр конусов на элеваторных узлах. Компания «Квадра» предоставила все необходимые расчеты. Для контроля ситуации специалисты «Квадры» в ближайшие дни проведут очередную проверку параметров теплоносителя в системе отопления жилого дома номер 85 по улице Рыленкова».
При этом, по мнению экспертов, в данной ситуации одного виновника быть не может. Причин много и они могут быть разными, поэтому чтобы доказать плохое качество оказываемой услуги, как на Рыленкова, 85, жильцам нужно очень постараться максимально «раскачать ситуацию» и перевести дело в юридическую плоскость.
Роман Романов, руководитель регионального центра общественного контроля по вопросам ЖКХ:
«Обращаться в управляющую компанию, очень плотно с ней работать, составлять письменные заявления, жалобы. Лучше – коллективные».
Если же у жильцов есть официально заверенные акты о некачественно предоставленных услугах по отоплению, следует дать документам законный ход и обратиться в правоохранительные органы, в суд. Это поможет добиться перерасчета квитанций за отопление и денежной компенсации.