В знаменитом смоленском «Теремке» завершилась реставрация
Во Флёнове завершилась реставрация знаменитого Терема из бывшего имения Тенишевых. Уникальный памятник реставрировали по инициативе руководителя одной из строительных компаний Санкт-Петербурга. Терем пока закрыт для посещения. Однако Анастасия Артеменко увидела преображения внутри и снаружи и узнала об открытиях, которые удалось сделать во время реставрации.
gtrksmolensk.ru

В знаменитом смоленском «Теремке» завершилась реставрация

  • 21.03.2023 08:14

Во Флёнове завершилась реставрация знаменитого Терема из бывшего имения Тенишевых. Уникальный памятник реставрировали по инициативе руководителя одной из строительных компаний Санкт-Петербурга. Терем пока закрыт для посещения.

Засияло Солнце ясное, распушила перья Жар-Птица. Главный фасад Терема теперь удивляет яркими цветами росписей. Новые оттенки – результат кропотливых научных изысканий.

Художники из Санкт-Петербурга смогли установить подлинные оттенки росписи резного фасада Терема. Один за одним, они сняли все слои краски, добрались до первого. И, исходя из этого открытия, они подбирали новые оттенки.

Главная работа не заметна непосвященному глазу. Во время работ по реконструкции системы водоотведения и укреплению фундамента, выяснилось, что кирпич по углам цоколя рассыпался. Однако обнаружить реставрационные вставки практически невозможно.

Тамара Исаченко, научный сотрудник Историко-архитектурного комплекса «Теремок»:

«На территории Талашкина сохранилась старая постройка, и ее фрагменты разобрали для того, чтобы подарить всем нам 500 штук кирпича, подлинного с заводов княгини Марии Клавдиевны Тенишевой».

Реставраторы «отмыли» бревна, пропитали их составами против вредителей и огня. С дверей и окон сняли наличники, которых не было в начале XX века. Теперь видна подлинная обсада. Наконец, укреплена лестница на второй этаж.

«Деталь лестницы называется косоур. Их было два. И сделали третий дополнительный. И теперь наша лестница прочно стоит».

Музейный работник Тамара Исаченко ежедневно наблюдала за реставрацией и рассказывает о маленьких открытиях, которые удалось сделать за это время. Оказывается, подоконники на первом этаже сохранились подлинные. Когда мастера сняли несколько слоев краски, то увидели крепеж, который столяры применяли на рубеже XIX и XX веков.

Тамара Исаченко, научный сотрудник Историко-архитектурного комплекса «Теремок»:

«Знаменитый «ласточкин хвост» свой родной. И обработка самого дерева. Первая часть подоконника обработана «волной». И, как мы с вами видим, он нигде не треснул и не деформировался».

Терем – экспериментальная работа и воплощенная мечта Сергея Малютина, который несколько лет руководил ремесленными мастерскими княгини Марии Тенишевой. В записной книжке сохранились эскизы художника талашкинского времени, наброски сделаны красками. Вместе с другими работами альбом хранится в фондах Смоленского музея-заповедника. Здесь узнаются и общий вид будущего Терема, множество деталей внешнего убранства и интерьера, каждую из которых художник кропотливо прорабатывал. Реставраторы также изучали эти эскизы в поисках подлинного облика Терема.

Валентина Кочанова, хранитель графики Смоленского государственного музея-заповедника:

«Малютин всегда подписывал свои эскизы. Он ставил дату и подписывал, что это, для чего, из какого материала. И вот, пожалуйста, эти скаты для крыш, для оформления можно увидеть, водостоки декоративные в виде дракончиков, шишек, тоже можно походить вокруг Теремка и все это узнать».

Известный журнал «Мир искусства» в 1903 году посвятил более 30 страниц фотографиям удивительных малютинских построек в Талашкине, в том числе Терему. Наличник балконного окна даже демонстрировался на выставке в Смоленске, в Терем он так и не вернулся. И после реставрации в дополнение к декору балконной двери наличник с вихрящимися розетками был воссоздан.

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3