В канун крещенского сочельника заканчиваются святки. Но традиционное колядование первоначально было языческим обрядом, а песни-колядки – благожелательными приговорами в адрес хозяев. С утверждением православия традиция видоизменилась. Но какими были колядки первоначально, знают исследователи-этнографы.
Словно по деревенской улице, артисты ансамбля «Таусень» идут по аллеям сада Блонье. На головах платки и маски, на устах – задорные колядки.
«Мы тащимся волочимся прям хозяину на двор.
Ева нету дома, он уехал в поля…»
Вот так, пританцовывая, подыгрывая на подручных инструментах, колядовщики ходили от дома к дому, шумно и весело. В таких процессиях звезды не носили, так как ряженые были отголоском языческих традиций.
Главные герои смоленских колядок – это коза и медведь. Без них не обходился ни один святочный вечер.
Ансамбль «Таусень» Смоленской филармонии в течение 40 лет исполняет смоленский фольклор, каждый год готовит программы к народным праздникам, в том числе и на Коляду. Выступать на сцене они привыкли. А вот так чтобы прямо на улице – давно не пробовали. Прохожие ошеломлены, артисты довольны. Колядовать продолжили по месту работы – в филармонии.
«Добрый день в хату, колядовщиков ждали?»
Колядовщиков не ждали, но были рады внезапному празднику и поддержали коллег не только добрым словом, но и сладким вознаграждением. Артисты отмечают, что колядки – самые простые песни из народного календаря.
Татьяна Федотова, руководитель ансамбля «Таусень»:
«Потому что колядовали, ходили колядовать, в первую очередь, даже дети. Они просто своими байками, своими закличками, и они более-менее простым музыкально – такой трихорд квартовый. Они очень просты и запоминающиеся в исполнении».
В древности считалось, что колядование обеспечивало высокие урожаи и благополучие в доме. Поэтому колядовщики старались обойти все дома.