Спустя два столетия вернулись на родину. В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске открылась уникальная выставка редких литографий, рисунков, акварелей и живописных полотен. Вяземский художник и краевед Владимир Чайка экспонирует часть своего собрания старинных изображений Смоленщины, которое позволяет увидеть, какими раньше были города губернии.
Рисунки, гравюры и даже выжига гвоздём, на которых узнаются храмы и улицы городов Смоленской губернии. На литографиях запечатлены дорогобужские крестьяне. Можно рассмотреть священника, старика, который несет грибы, трактирщицу с самоваром. Их автор, художник из Германии Вильгельм Бейер, много лет провел в имении Барышниковых Алексино, зарисовывая помещичий быт и повседневную жизнь простых русских людей.
Владимир Чайка, коллекционер, краевед, художник:
«С удивительной точностью разработаны типы, характеристики, представлены все сословия. То есть это своеобразная энциклопедия народной жизни XIX века».
С пристрастием Владимир Чайка собирает изображения родной Вязьмы. Он обладатель огромной коллекции дореволюционных фото города и сам любит воссоздавать на холсте утраченные вяземские уголки. Потому с особым интересом разыскивает старые изображения в цвете.
В его коллекции много рисунков, созданных в годы оккупации. Владимиру посчастливилось обнаружить вид на Троицкий собор на закате, написанный русским художником. Он работал в Вязьме в 1942 году, но о его творчестве стало известно только сейчас, однако обнаружено сразу три картины.
Владимир Чайка, краевед, художник:
«Вот только мы видим фамилию – Каменцев. Мы даже не знаем, как звали – «В. Каменцев». Таким образом, коллекционирование возвращает нам и имена. Не только вид, не только внешний облик наших городов, но и имена старых художников».
Напротив – самое раннее из известных изображений Вязьмы. Раскрашенная акварелью литография была создана английским художником Томасом Джеймсом в 1826 году. Аналогичные изображения хранятся лишь в двух федеральных музеях.
Владимир Чайка, краевед, художник:
«Мы видим объекты на ней, которые больше не повторяются, и мы нигде не можем их больше увидеть. Это деревянный Фроловский мост и деревянная водяная мельница в самом центре города!»
Владимир Чайка отмечает, что большинство из представленных на выставке работ возвращены из дальних стран им на родину – к месту создания. И это первая попытка показать визуальную историю Смоленщины за два столетия. Увидеть уникальную коллекцию смоляне могут до 5 декабря.