В ходе оптимизации изменились маршруты и периодичность следования 18 поездов, а три пригородных отменили вовсе. Сокращение объемов пригородных перевозок региональная власть называет «вынужденной мерой», в областной казне не хватает средств. В прежние времена убыточность пригорода компенсировалась за счет перекрестного субсидирования. Разница между реальной стоимостью поездки в электричке и установленным государством тарифом покрывалась фактически за счет грузоотправителей, которым искусственно завышали стоимость услуги. Сегодня эта практика отменена. По решению федерального правительства пригородные перевозки – сфера ответственности регионов. Власть на местах заключает договоры с железными дорогами, выступая заказчиком транспортной услуги, определяя необходимые объемы перевозок, маршрутную сеть. Железнодорожники выполняют заказ.Нина Шкрядова, жительница Глинковского района:
«Нельзя ни в больницу съездить, ни на базар. Вообще движения нет: ни в Смоленск, ни на Ельню, где у нас и банки… И в банк нужно съездить, и в больницу. Конечно, это наказание полное!»
Но пускать автотранспорт по тем дорогам, которые есть в районах сейчас, вряд ли возможно. В одном только Глинковском районе местные власти подсчитали: ремонта требуют 114 км дорог. Поэтому члены совета Общественной палаты предложили областной администрации еще раз проанализировать сложившуюся в регионе транспортную схему, провести мониторинг пассажиропотока и поддержали предложение МЖД о необходимости принятия регионального закона «О транспортном обслуживании населения Смоленской области». Руководство столичной магистрали также предложило региону направить в Министерство финансов обращение о выделении федеральных трансфертов бюджету области для компенсации убытков от пригородных перевозок. В свою очередь железнодорожники заверили, что в любой момент, как только администрацией области будет принято решение, готовы возобновить пригородные перевозки по отмененным маршрутам.Михаил Шарин, заместитель губернатора Смоленской области:
«Хотелось бы сохранить львиную долю железнодорожных перевозок. Но нужно принимать во внимание то, что при существующей системе… и объеме перевозок, которые предъявляются в расходной части субъекта Федерации, мы не в состоянии их содержать. Другого пути, кроме как перевода части пригородных перевозок на автотранспорт, у нас нет».
Руководство области и Московская железная дорога согласуют реальные размеры движения пригородных поездов на 2011 год. Возможно, на содержание объектов железнодорожной инфраструктуры и приобретение подвижного состава средства будут выделяться обеими сторонами – и областными властями, и руководством железной дороги. В любом случае, искать пути решения проблемы власть и компания-перевозчик будут вместе.Олег Прохоров, заместитель начальника Московской железной дороги:
«Учитывая то, что сегодня звучало, и те рекомендации, которые были сделаны в завершении совещания, я думаю, что это позволит изменить эту ситуацию, поскольку сегодня и со стороны администрации Смоленской области, и со стороны глав муниципальных образований есть понимание текущего момента. И в решающей части, постановляющей, было сказано, что этот вопрос будет пересмотрен, и будут внесены изменения в то положение, которое мы заключили о размере движения».