Четыре миллилитра крови, которые в будущем могут спасти человека. Волонтеры начали сбор базы данных потенциальных доноров костного мозга. Его трансплантация нужна при раке крови. Если в западных странах такой регистр ведут десятки лет, и он насчитывает миллионы людей, то в России его пока фактически нет. Неравнодушные смоляне и жители других регионов пытаются изменить ситуацию.
…Преподаватель Денис Корж часто помогает в качестве добровольца, однако впервые ему довелось стать волонтером регистра доноров костного мозга. Достаточно сдать всего четыре миллилитра крови из вены, и заполнить документы. Если его фенотип подойдет тому, кто нуждается в пересадке костного мозга, Денис может стать донором реальным.
Денис Корж, волонтер регистра доноров костного мозга:
«Когда я сегодня пришел сюда, я не испытывал никакого страха. Больше, наверное, чувство ответственности действительно. Потому что в какой-то определенный момент я могу спасти чью-то жизнь».
Одним из потенциальных доноров стала и Наталья Кодяева. На полке в рабочем кабинете фотография ее мамы. Она умерла несколько лет назад от острого лейкоза. А год назад от того же заболевания скончалась крестная. Наталья решила, что в ее силах помочь тем, кто еще борется со смертью.
Наталья Кодяева, волонтер регистра доноров костного мозга:
«В конце кома, отказ всех органов, соответственно, легких, и смерть. Вопрос быть или не быть донором конкретно для меня в данном случае не стоял и не стоит. Меня останавливало только отсутствие знаний, скажем так, куда я могу пойти и что я могу сделать у нас в Смоленске».
Сданную добровольцами кровь типируют по антигенам. Затем потенциальные доноры будут внесены в регистр.
При пересадке гемопоэтических стволовых клеток у донора либо забирают костный мозг из тазовой кости, либо отфильтровывают их из периферической крови. Такая процедура напоминает забор плазмы. В последние годы на такое лечение в федеральные центры направляют все чаще. Ежегодно в Смоленском регионе выявляется около полусотни заболевших острым лейкозом.
Жанна Давыдова, заведующая гематологическим центром:
«Особенно это важно, когда речь идет о молодых пациентах – 18-20-30 лет, которым мы не в силах помочь. Есть резистентные формы болезни, которые не поддаются лечению. Костный мозг у донора восстанавливается очень быстро».
Наталья Солдатова рассказывает, что здесь, в гематологическом центре, прошли последние дни ее мужа Михаила. Он заболел лейкозом в 38 лет. Их семье удалось решить вопрос с пересадкой костного мозга в клинике в Санкт-Петербурге, найти средства, успешно пройти реабилитацию, но все усилия оказались тщетны.
Наталья Солдатова, вдова:
«Думали, что у нас все будет хорошо. Но когда в назначенное время мы позвонили, нам сказали о том, что донор, к сожалению, не найден».
Трубинов Никита, Лера Мишина, Артур Зайнутдинов и еще тысячи пациентов с лейкозом прямо сейчас ищут доноров, которые бы помогли справиться со смертельным заболеванием. Врачи отмечают, что российским пациентам лучше подходит костный мозг именно российских доноров.
Ирина Акимова, координатор регистра доноров костного мозга в Смоленской области:
«В российской базе данных на сегодняшний день более 110 тысяч (доноров) – тогда как в Америке 10 миллионов, а в Германии восемь».
Благотворительная организация Русфонд заключила договор с сетью лабораторий «Инвитро», так что любой смолянин может сдать кровь и расширить национальный регистр доноров костного мозга, а быть может, даже спасти чью-то жизнь.