Доказательство чуда Воскресения Господня и любимый подарок к Пасхе. В чистый четверг принято украшать яйца для главного христианского праздника. Смоляне не только красят куриные, но и создают писанки – это сувениры в форме яйца. Основной цвет – красный. Он отсылает к истории о римском императоре Тиберии, усомнившемся в Воскресении Иисуса Христа. На его глазах куриное яйцо, преподнесённое в подарок Марией Магдалиной, изменило свою окраску.
…Мазок за мазком. Художник Ольга Москвичёва к Пасхе готовит особые подарки для своих близких. Вместо куриных яиц она расписывает деревянные. Такие не испортятся и долго будут напоминать о празднике. Красноватые цвета имитируют окраску луковой шелухой, декоративные цветы в светлых оттенках напоминают узоры, созданные с помощью растительных трафаретов.
Ольга Москвичёва, художник:
«Это роспись декоративная. Тут не совсем реалистично может выглядеть, но я думаю, будет угадываться, что это одуванчик».
Традиция дарить на Пасху сувениры в форме яйца стала особенно популярной на рубеже XIX и XX веков. Особенно славились такими изделиями талашкинские мастерские, созданные княгиней Марией Тенишевой. Четыре деревянных яйца, выполненные по эскизам художника Алексея Зиновьева, хранятся в фондах смоленского музея-заповедника. Когда-то их было изготовлено несколько десятков, и ни один узор не повторялся.
Писанки украшены стилизованными гроздьями винограда и райскими птицами, а вместо самоцветов – речная цветная галька. Такие писанки открываются, как матрешка, однако вкладывалось ли что-то в них, сейчас неизвестно. Вероятнее всего, они использовались в качестве шкатулок. Однако самые известные в мире пасхальные яйца были изготовлены в мастерских Карла Фаберже, и в Смоленске есть одно из них.
Валентина Склеенова, хранитель коллекции драгоценных металлов Смоленского государственного музея-заповедника:
«Тот предмет, который хранится в нашем музее, это обычный, скажем так, предмет, который был доступен буквально тем людям, которые работали, и особенно, которые находились на государственной службе».
Если раскрутить серебряное яйцо, то получится набор из двух изящных рюмок. Кроме клейма мастерской Фаберже, на них есть еще одно: ФА – музейные сотрудники считают, что оно принадлежало Федору Афанасьеву, сотруднику прославленной мастерской, изготовившему это ювелирное изделие, бывшего уроженцем Сычёвского уезда.
…«Сейчас мы нарисуем здесь насекомое. Я думаю, что это будет стрекоза. Она оживит композицию, добавит легкости такой».
Диковинные пионы, воздушные одуванчики и изящные травинки. Издавна яйцо было символом возрождения жизни и благоденствия. Мода на писанки менялась, но традиционными при их преподнесении остаются пожелания добра и благоденствия.