Крушение утопии или репрессированное искусство? Смоленские художники, краеведы и искусствоведы исследуют архитектуру конструктивизма. Свои первые итоги они представили в виде экспозиции, которая работает в галерее «Дом молодежи». Это направление архитектуры вновь становится созвучно современности.
…Фейерверк над кровлей первого в областном центре небоскреба. Смоляне отмечают день рождения уникального памятника архитектуры — единственного в стране вертикального Дома-коммуны.
Его строительство началось 90 лет назад. Несмотря на то, что здание находится в руинированном состоянии, оно сохранило все черты самой яркой эпохи советского авангарда – конструктивизма.
По архивным чертежам смоленские художники воссоздали часть дома, построенного, чтобы в нем жили люди социалистического будущего. Посетители галереи «Дом молодежи» словно погружаются в атмосферу юности советского государства. В центре выставочного зала – открытки 1930-х годов с видами Смоленска. Самые любопытные карточки – с видами смоленских парков: имени Александра Серафимовича и «Динамо» (сейчас это Блонье и Сквер памяти героев). Они запечатлели первые шаги нового искусства в нашем городе.
Игорь Трапезников, филокартист, краевед:
«Вход в него (парк) был сделан в виде конструктивизма малой формы. А забор остался еще дореволюционным».
Высокие окна в подъездах от земли до крыши, несимметричные скругленные края, – по этим чертам можно легко узнать здания в стиле конструктивизма: дом героев «Железного потока», детский комбинат БВО, комплекс зданий на Гагарина «Пятилетка в четыре года». По архивным документам искусствоведы насчитали 28 конструктивистских зданий в Смоленске. Многие из них превратились в так называемый «ускользающий авангард» – были до неузнаваемости перестроены. Например, дом Госбанка.
С момента своей постройки это здание не сильно изменилось, однако узнать в нем стилистику тридцатых годов почти невозможно. После войны исчезли прямые балконы, окна на втором этаже закруглились, по всему фасаду появились пилястры с капителями. Так строгий конструктивизм был замаскирован под пышный сталинский ампир.
В середине тридцатых годов конструктивизм был запрещен. Многие авторы, которые работали в этом стиле, подверглись репрессиям. Сейчас смоленские художники и искусствоведы только начинают исследовать наследие этой творческой эпохи в нашем городе, когда в стекле и бетоне воплощалась мечта о светлом будущем и всеобщем счастье.