Смоляне проводят субботники на забытом лютеранском кладбище. Это инициатива экскурсоводов, которые не только там рассказывают о прошлом, но и решили сделать историческое место чище. Большинство склепов давно разорены. Многие годы сохранившиеся надгробия с надписями на немецком были местом случайных застолий. Но благодаря неравнодушию любителей старины кладбище начало раскрывать свои тайны.
На первый взгляд, кажется, что это заброшенный сквер, но гранитные плиты, лежащие на траве – артефакты последнего пристанища душ. Забытое лютеранское кладбище за последние годы пришло в запустение. Однако за время субботников волонтеры отсюда вывезли несколько контейнеров мусора, спилили аварийные деревья, выгребли старые листья. Несколько десятков человек приходят сюда, чтобы старинное место больше не превращалось в свалку.
Экскурсовод Михаил Ефимкин показывает, пожалуй, самое известное захоронение лютеранского кладбища. Рядом с гранитным камнем была найдена посеребренная табличка, которая сейчас хранится в фондах Смоленского музея-заповедника: «барон Казимир Аш». Он был смоленским губернатором накануне и вовремя войны с Наполеоном.
Михаил Ефимкин, экскурсовод, организатор субботников:
«С большой долей вероятности вот это место захоронения этого легендарного в истории Смоленска, в истории «Войны и мира» Льва Толстого человека может быть здесь».
В процессе расчистки волонтеры обнаружили более трех десятков надгробий, которые были скрыты под мусором и листвой. На некоторых из них видны буквы, но прочесть эпитафии ни у кого не выходит. Все же большинство камней уже без надписей, но есть и счастливые находки.
Чтобы узнать, кому принадлежал один из самых крупных на кладбище памятников, к нему пришлось сделать небольшой подкоп, и, наконец, надпись удалось прочитать. Генерал-лейтенант Рыдзевский Николай Антонович – известный военный инженер, член военного совета империи, строитель нескольких крепостей. Ранее считалось, что Николай Антонович был похоронен в Санкт-Петербурге, однако эта находка говорит о другом.
А вот и документальное подтверждение – запись о погребении Рыдзевского в книге смоленского пастора. Кроме нее, сотрудники Государственного архива Смоленской области показали нашей съемочной группе дело 1892 года, посвященное попытке перенести лютеранское кладбище в другое место. В итоге кладбище осталось. Комиссия, созданная для решения этого вопроса, определила, что оно намного старше, чем сейчас принято считать.
Екатерина Путрова, сотрудник Государственного архива Смоленской области:
Обратились к лютеранской консистории Санкт-Петербурга. Там также установить дату возникновения, четкую, точную дату, не смогли. Также указывая, что кладбище существует уже более 100 лет, как указано в одном из дел: «до великого разорения 1812 года точно».
Волонтеры, которые приходят сюда на уборку, мечтают, что они смогут идентифицировать найденные надгробия, а на месте забытого кладбища снова будет сквер, как в советские годы. Тогда он назывался в память о декабристе Павле Пестеле, родители которого обрели здесь покой.
Ольга Ефимкина, экскурсовод, организатор субботников:
«Мы приходим к тому, что это должен быть компромисс между интересами мертвых и интересами живых. Это должна быть приятная территория для прогулки местных жителей, но в то же время с памятными знаками, которые рассказывают о тех, кто здесь похоронен».
В летние месяцы уборка лютеранского кладбища продолжится, так же, как и исследования его истории.