За одно трудовое лето некоторые студенты могли заработать столько же, сколько их родители получали за полгода, если не год. Но не только желание заработать привлекало молодых в ряды бойцов стройотрядов. Третий трудовой семестр для них был как маленькая жизнь – встречи с новыми людьми, общение и знакомство с ровесниками из других городов и союзных республик. Они проводили фестивали, спортивные соревнования, вместе праздновали дни рождения. Одним из любимых развлечений был день Нептуна – праздник непослушания, когда студент-первокурсник мог легко вылить на своего комиссара ведро воды. Гости Смоленщины считали своим долгом подготовить подарки городу первого космонавта.Владимир Архипенков, в 1987-1992 гг. – командир областного ССО:
«Благодаря стройотрядам меня воспитали так, что я почувствовал себя как гражданина, как руководителя, как человека, который умеет что-то решать и что-то воплощать – какие-то решения превращать в жизнь. Нас по шапке никто не гладил, не говорили, что мы такие хорошие, что мы так много делаем для области. Но та мера ответственности, которую предъявляли к нам, она, мне кажется, и повлияла на то, какие мы сейчас».
С окончанием летних и осенних строек, деятельность руководителей студотрядов не останавливалась. Тысячи работников нужно было обеспечить элементарными условиями для труда и отдыха. Так в Гагарине появилось сразу три новых здания. История стройотрядов отразилась и в названиях городских улиц. Школу номер три строили студенты-бойцы, и улица, на которой она находится, получила имя Бориса Бахтина – лауреата премии Ленинского комсомола, первого комиссара студенческого стройотряда имени первого космонавта. В городе, для преобразования которого он так много сделал, Бахтин оставил о себе благодарную память. Теплые воспоминания о третьих трудовых семестрах хранят и сами стройотрядовцы.Татьяна Пахоменкова, старший научный сотрудник отдела фондов СОГУК «Музей Ю.А.Гагарина»:
«Каждый, кто приезжал из городов-героев Советского Союза, дарили вот в таких примерно снарядах священную землю своих городов. Теперь они тоже хранятся у нас в музее».
Старые черно-белые снимки и сейчас рассказывают о том, как студенты общались, отдыхали, и, конечно, работали «по-гагарински». Расставшись, большинство из них навсегда покидали родину первого космонавта. Но сам город в своих зданиях, названиях улиц, а главное – в сердцах своих жителей, хранит признательность к молодым строителям, преобразившим Гагарин.Владимир Архипенков, в 1987-1992 гг. – командир областного ССО:
«1200 человек работали в г. Гагарине. Самое было трогательное, без слез нельзя было смотреть, когда люди прощались, начинали разъезжаться. Было столько слез, всего такого доброго. Такая атмосфера была. Девочки рыдали, мужчины тоже плакали рядом с ними».