Птицы и мифические звери на полотенцах Смоленской губернии. В музее «Смоленский лён» выставлена коллекция старинных рушников, которые до этого смоляне никогда не видели.
…Богиня Макошь в окружении всадников на конях – древнейший сюжет русских вышивок изображен на полотенце из коллекции этнографа Екатерины Клетновой. Двадцать пять полотнищ выставки извлечены из фондов музея-заповедника, раньше они никогда не экспонировались. На них можно рассмотреть раков, бабочек, коров, кур, голубей, жуков и даже мифических зверей. Например, на полотенце из Поречского уезда восседают то ли василиски, то ли дворовики.
Наталья Журкова, ведущий научный сотрудник музея «Смоленский лен»:
«Это родственник домового. Выглядел он немного похоже: петушиная голова, длинное змеиное тело, но это днем. А ночью, говорили, что этот василиск или дворовик напоминает хозяина дома».
Преподаватель и этнограф Владимир Грушенко несколько десятилетий собирал старинные полотенца во всех районах Смоленщины. Эти предметы быта не предназначены, чтобы ими вытирали лицо или руки, говорит Владимир Иванович, это древние иконы, в которых зашифрованы магические молитвы-заклинания. Такие полотенца называются набо́жниками. Их вешали на икону либо они участвовали в обрядах.
Владимир Грушенко, этнограф, руководитель клуба «Гамаюн»:
«Человек рождался, его принимали на полотенце обрядовое. Все символы жизни – и свадьба, и до смерти связаны с обрядовым полотенцем. И опускали в могилу гроб тоже на полотенце».
Ромбы и ярги в центре вышитого рисунка символизировали землю и солнце. Рядом маленькие точки – это ростки. По краям обязательно изображали цветы – так называемый венок. Все это было пожеланием плодородия. На концах полотнища были разные рисунки. Смоленские набо́жники были белыми, а символический орнамент вышивали или ткали двумя цветами: красным, обозначающим реальную жизнь, и черным – прошлое.
Владимир Грушенко, этнограф, руководитель клуба «Гамаюн»:
«Вот этот вот венок – он в черном цвете. Память о предках. Более того, вот эти образы бабочек и вот здесь перевернутые – это души предков».
Такие полотенца были семейной реликвией и бережно хранились даже в конце XX века, когда знания о значении этих предметов уже были утрачены. Одна из смоленских фабрик продолжает вышивать полотенца, подобные старинным, используя аутентичные орнаменты и узоры – так что традиция на Смоленщине пока сохранена.