Останки 48 бойцов Красной армии подняли в Вяземском районе. Бойцов обнаружили добровольцы смоленского поискового отряда «Честь и долг», о чем сообщили в официальной группе поискового отряда во «ВКонтакте».
У пятерых красноармейцев при себе были смертные медальоны. Два из них оказались пустыми. По трем поисковики надеются установить личности бойцов. А тем временем красноармейцы, погибшие на Смоленщине, обретают покой на родной земле. Недавно прах двух солдат, защищавших Смоленск, доставили в Иркутск.
…Имена четырех красноармейцев, погибших на Смоленщине, были установлены поисковиками совсем недавно. Урны с прахом отправились на родину бойцов. За останками Александра Вандакурова в Магалинщину приехал племянник из Бурятии. Других бойцов – из Иркутской области – повезли домой поисковики.
Нина Куликовских, руководитель поискового движения на Смоленщине, депутат областной думы, советник губернатора:
«Четыре красноармейца найдены в разных уголках нашей Смоленской земли. Один найден в Ярцевском районе, другой в Ельнинском, два солдата найдены в Починковском районе. И погибли они: одни солдаты в 1941 году, другие при освобождении Смоленщины в 1943-м. И разъезжаются они в разные уголки нашей страны. Самые дальние, пожалуй, это те, кто отправляются в Бурятию и Иркутск».
Останки Федора Заболдуева, которого многие десятилетия разыскивали родственники, привезли в Черемховский район Иркутской области. Рядом с бойцом было много личных вещей: саперная лопатка, каска, осколок от звездочки. Именно благодаря им и удалось идентифицировать личность солдата.
Олег Юдин, боец поискового отряда «Искатель»:
«Цена этого события очень велика. Мы ездим за тысячи километров. Стоим в полях, копаем целыми днями. Когда это происходит, ты понимаешь, что ты не зря всем этим занимаешься».
Бойца Николая Черных нашли на дне воронки от снаряда, на глубине меньше метра. Рядом с ним лежали солдатский медальон и пуговицы. В мае 1943-го Николай Черных был объявлен пропавшим без вести. На малой родине в Бельске его ждала большая семья. Хранили его фотографии и письма.
Письмо написано 4 декабря 1942 года. «Добрый день, дорогая моя семья, жена и дети: Шура и Люся, Володя. Пишу я вам свой красноармейский привет и желаю вам всего хорошего в вашей жизни. Теперь пропишу вам о своей жизни, как живу я в настоящее время».
Боец писал об однополчанах, с кем довелось служить ему в 100-й стрелковой бригаде. О войне ни слова. Или чтобы цензоры допустили письмо домой, а может, не хотел волновать родных.
Валентина Крюкова, внучка погибшего бойца:
«Пусть не на бумаге – он у нас герой. Не было никаких званий. Но для нас он все-таки герой. Он выполнил свой долг перед Родиной и вернулся домой. Теперь можно сказать, что для него война закончилась».
На малой родине в Иркутской области погибших на Смоленской земле бойцов дождались внуки и правнуки.
Всего в рамках смоленской «Вахты памяти» поисковики подняли останки почти трех тысяч советских солдат, на сегодня из них опознаны лишь несколько сотен.