Новая жизнь «Соколиной охоты». Смоленские музейщики реставрируют полотно из усадьбы Куракиных
Новые приспособления в реставрационной мастерской. В музее-заповеднике началось восстановление картины «Соколиная охота». Когда-то она украшала усадьбу Куракиных в Степановском-Волосове Тверской губернии. Неожиданно она была найдена стараниями мецената и исследователя наследия князей Куракиных Сергея Васильева и смоленских музейщиков. Было принято решение картину реставрировать. Однако ее слишком большие размеры – 2,5 на 3 метра – и значительное число утрат делали задачу трудновыполнимой.
gtrksmolensk.ru

Новая жизнь «Соколиной охоты». Смоленские музейщики реставрируют полотно из усадьбы Куракиных

  • 15.06.2021 12:13

Новые приспособления в реставрационной мастерской. В музее-заповеднике началось восстановление картины «Соколиная охота». Когда-то она украшала усадьбу Куракиных в Степановском-Волосове Тверской губернии. Неожиданно она была найдена стараниями мецената и исследователя наследия князей Куракиных Сергея Васильева и смоленских музейщиков. Было принято решение картину реставрировать. Однако ее слишком большие размеры – 2,5 на 3 метра – и значительное число утрат делали задачу трудновыполнимой.

По ступенькам – на картину. Именно так реставратору масляной живописи Ольге Пигасовой приходится взбираться для работы с одной из самых больших картин Смоленского музея-заповедника. Такая «лавка» помогает специалисту «зависнуть» над полотном, работать с теми местами, до которых иначе не дотянуться. Сейчас Ольга Пигасова укрепляет красочный слой с оборотной стороны.

Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:

«Наносится клей в очень теплом состоянии, чтобы он прошел через холст к грунту. Потом через фторопластовую пленку он еще раз прогревается для соединения с грунтом».

А вот так выглядела лицевая часть картины в самом начале работы. «Соколиная охота» –  князь Алексей Куракин запечатлел в образе наездницы с хищной птицей на руке свою супругу Юлию Федоровну и детей, позаимствовав сюжет и композицию с картины французского живописца Ораса Верне. На полотне кроме княгини еще можно рассмотреть пажа, собаку, егеря, а в левом углу – увы, сплошная утрата.

Ольга Куликова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:

«Две женщины и один ребенок – это как раз на том месте, где утрачено. Одни пальчики видны».

Ольга Куликова показывает детали композиции, которые уже, кажется, увидеть нельзя. Но реставраторы тщательно изучили этюды, предшествовавшие написаю работы, и ее дореволюционные снимки. На их основе утраченные фрагменты предстоит реконструировать. Но вначале нужно было укрепить уцелевший красочный слой и восстановить сам холст. Реставраторы насчитали около полутысячи прорывов, каждый из которых особым образом «заштопали»: подогнали заплатку, проклеили, высушили электрошпателем.

Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:

«Каждый прорывчик имеет по три проклейки. И вот с каждым, каждым, каждым прорывчиком будет вестись такая работа. В результате будет восстановлена, так скажем, целостность полотна».

Впереди еще работа с грунтами, покрытие лаком, реконструкция живописи в местах утрат. Реставраторам предстоит «полечить» каждый миллиметр трехметровой картины. Новый мощный микроскоп, подаренный музею, поможет сделать это еще более точно.

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3