Равные возможности для современного образования – не зависимо от того, где живет ребенок, каков достаток его семьи. В Смоленской области продолжается реализация нацпроекта «Образование», а также федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа». В их рамках юные жители региона теперь могут получать качественное дополнительное образование, даже проживая в сельской местности.
…Новые возможности для развития детей в сфере дополнительного образования дает работа регионального модельного центра. На его базе разработано несколько онлайн-платформ, которые позволяют родителям без проблем выбрать любое направление, кружок или секцию. Одна из них – «Навигатор дополнительного образования».
Наталья Сечковская, начальник регионального модельного центра дополнительного образования детей:
«В «Навигаторе» зарегистрировано, можно сказать, опубликовано более 6 тысяч программ системы дополнительного образования, а зарегистрировано детей уже в «Навигаторе» более 90% в возрасте от 5 до 18 лет».
Для работы в «Навигаторе» родителю необходимо зарегистрировать учетную запись ребенка и активировать систему. Далее необходимо выбрать направление, в котором ребенок желает развиваться. По всем из них подобран список организаций в каждом районе области. Если определиться сложно, на помощь придет «Умный навигатор», который с помощью тест-игры определит сильные стороны и подскажет, где себя лучше проявить.
Алексей Миронов, региональный координатор «Навигатора дополнительного образования детей Смоленской области»:
«В карточке программы указаны общие сведения о данной организации, включая возраст детей, а также месторасположение на карте «Яндекс-карты». В описании программы имеются краткие сведения о данном творческом объединении, сведения о педагогах, ведущих данное творческое объединение».
Для детей с ограниченными возможностями разработаны специальные дистанционные адаптивные программы, в «Навигаторе» они отмечены специальным символом. Также занятия в частных организациях, в рамках госпрограммы, оплачиваются сертификатами.
Наталья Сечковская, начальник регионального модельного центра дополнительного образования детей:
«У нас есть такая статистика, но она меняется из года в год – более 50% детей выбирают по профессии уже то направление деятельности, с которым они сталкивались уже на протяжении многих лет в системе дополнительного образования. Российская статистика подтверждает этот факт – от 50 до 60%».
А для того, чтобы оказывать качественные услуги дополнительного образования, педагоги должны обучаться. Повышение квалификации специалистов этой сферы также осуществляется на базе регионального модельного центра.
В рамках его работы в районах открыты и действуют муниципальные опорные центры, также оказывающие услуги по переподготовке педагогов и дополнительному образованию детей в разных направлениях. Сейчас, из-за пандемии коронавируса, работа педагогов дополнительного образования перешла в онлайн-формат, но несмотря на сложности, приспособиться удалось.
Коррективы COVID-19 внес и в работу мобильного технопарка «Кванториум», открытого в 2020 году в Вязьме на базе железнодорожного техникума. Его уникальность в том, что это передвижная автомобильная станция, которая будет ездить в районы Смоленской области и проводить занятия с детьми из отдаленных сельских поселений.
Людмила Степаненкова, руководитель структурного подразделения «Мобильный технопарк «Кванториум» Смоленской области» (г. Вязьма):
«По плану, когда снимаются ограничительные мероприятия, мы выезжаем в агломерацию, соответственно, согласно расписанию. К нам привозят детей из разных школ. В первой половине дня мы проводим урок технологии на базе мобильного технопарка «Кванториум», а во второй половине дня уже дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной и технической направленности по определенному «квантуму».
Пока же наставники «квантумов» занимаются с детьми онлайн. На занятия в технопарке уже записалось более 2 тысяч юных смолян с 5 по 11 классы, причем более 600 из них выбрали естественнонаучное и техническое направление. Так, в «промробо-квантуме» детей учат конструировать и программировать роботов разного функционала, от различителя цветов до погрузчика.
А на «квантуме» гео- и аэротехнологий школьников от самых азов учат работать с пространственными данными для решения задач в транспорте и логистике, геологоразведке, ЖКХ, сельском хозяйстве, проектировании и многом другом.
Антон Железовский, наставник «Геоаэро-квантума» мобильного технопарка «Кванториум»:
«Дети занимаются сбором и визуализацией геоданных. Также мы с ними составляем 3D-модели местности, работаем с аэрофотоснимками, с космическими снимками».
Кроме того, когда занятия допобразования вернутся в офлайн, детей научат пользоваться оборудованием виртуальной реальности, 3D-принтером, лазерно-гравировальным станком с программным управлением. Таким образом, любой ребенок получает равные возможности для современного образования, не зависимо от того, где он живет и каков достаток его семьи.
Что касается стационарного технопарка «Кванториум», первоначально его планировали открыть в Смоленске на базе госуниверситета.
Елена Талкина, начальник департамента Смоленской области по образованию и науке:
«Министерство изменило подход. Кванториумы переместились в городские школы, и по тому же направлению, по технологическому и естественнонаучному профилю, в школе № 40 города Смоленска будет открыт тот самый Кванториум».
В этом году реализация нацпроекта «Образование» в Смоленской области будет продолжена. Так, в 2020-м обновили материально-техническую базу в Духовщинской школе-интернате. В 2021-м подобные нововведения ждут еще два смоленских интерната в Краснинском и Починковском районах.
Не останется без внимания и тема профессионального образования. На Смоленщине продолжает развиваться проект «Молодые профессионалы». Для проведения чемпионатов «Ворлдскиллз» и подготовки кадров на базе образовательных учреждений уже построено 15 мастерских. В этом году появится еще восемь.