Мало известен на родине, но популярен в Европе. Смоляне услышали произведения композитора и нашего земляка Алексея Станчинского. В Новоспасском, где похоронен музыкант, выступила московская пианистка. Концерт был приурочен 129-й годовщине рождения композитора.
…Московская пианистка Ольга Соловьева приехала в Новоспасское дать концерт. Имение Глинок было связано и с другим композитором, жившим по соседству на рубеже XIX и XX веков – Алексеем Станчинским. Когда мальчику было 11 лет, его семья поселилась в двух верстах от Новоспасского в деревне Логачево. К этому времени Алексей уже писал музыку и вместе с родителями часто бывал в гостях у Глинок.
С наследием Станчинского пианистка познакомилась, готовясь к конкурсу в Германии. Организаторы попросили Ольгу разучить его первую сонату ми-бемоль минор. Произведение потрясло пианистку своим нервным надломом.
Ольга Соловьева, пианистка, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва):
«Я поразилась, насколько это потрясающая, великолепная музыка, которая захватывает просто тебя. И я с большим удовольствием все выучила и сыграла. Говорят, что он умер от разрыва сердца. По его музыке это совершенно неудивительно».
Ольга Соловьева решила записать аудиодиск со всеми произведениями Алексея Станчинского. Она уже подготовила ранние работы смоленского композитора, которые и исполнила в Новоспасском.
Мазурка и прелюдии были написаны им в Логачеве, в этих краях. Наставником молодого музыканта в Московской консерватории был Сергей Танеев. Станчинского он ставил первым среди других своих выдающихся учеников – Скрябина, Рахманинова и Прокофьева. Однако его таланту не было суждено раскрыться до конца…
Александр Зуй, потомок А.В. Станчинского, художественный руководитель Смоленской областной филармонии:
«Однажды вечером он ушел из дома. Его нашли только на следующий день на берегу реки Десны. Это уже было достаточно прохладно, октябрь месяц».
У Преображенского храма в Новоспасском находится могила Алексея Станчинского. Истинные причины смерти 26-летнего композитора не известны до сих пор. В концертном зале музея-усадьбы хранится старое пианино, за которым он создавал свои произведения, пронизанные трагизмом и предчувствием исторической катастрофы.