Иконостас Успенского кафедрального собора впервые за последнее столетие сияет во всем великолепии. Его высота – 28 метров, ширина – 34. Царские врата предстали в своем первоначальном облике – реставраторы вернули иконостасу утраченный фон из серебра и белого золота вместо синей подложки, а само золочение резьбы проводится на полимент. Эта древняя технология с ее особыми секретами. Мастера смешивают глину с яичным белком, затем смачивают ее русской водкой и соблюдают массу других тонкостей.Александр Авдеев, министр культуры России
«Мастерство картин, икон имеет всемирное значение»
Для ценителей живописи настоящим открытием стали отмытые и очищенные от вековых наслоений иконы. Эти великолепные образцы живописи восемнадцатого века опровергают миф о том, что в России в эпоху барокко рождались только шедевры канонической иконописи. Теперь искусствоведы говорят о том, что эти картины на евангелистские сюжеты не уступают великим фламандцам и голландцам.Александр Дубровский, руководитель ремонтно- реставрационных работ
«И на это место кладется лист золота, обрабатывается зубкми… Очень красивый вид»
А вскоре роскошный иконостас кафедрального собора опять оденется в строительные леса. Проведенные работы позволили открыть его для освящения патриархом и для того, чтобы смоляне и туристы смогли полюбоваться его великолепием. Но реставрация будет продолжаться. Иконы нужно покрывать лаком, добавлять взамен утраченных новые детали резьбы, продолжать золочение. На это потребуются не только месяцы, но и годы.Владимир Аникеев, искусствовед, член союза художников России
«Я, например, называю Успенский собор Смоленским Эрмитажем. Исследователи из Москвы и Питера говорят о том, что смоленским иконам они не могут найти аналогов!»