«Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо в зной и пургу…». Со словами этой песни на устах тысячи советских людей 50 лет назад отправлялись на строительство легендарной Байкало-Амурской магистрали. Это был самый масштабный и дорогой проект прошлого века, участие в котором принимало более 2 миллионов человек.
«Наш участок был не обжит: ни одного населенного пункта, ни дорог. И везли мы солдат, технику, вооружение по рекам».
На архивных кадрах первый начальник политического отдела 35-го железнодорожного корпуса Болеслав Антонович Шкибтан рассказывает о том, как в лютый холод военнослужащие приступают к выполнению задачи, поставленной им государством.
Болеслав Шкибтан, первый начальник политического отдела 35-го железнодорожного корпуса: «8 июля 74-го года Правительством Советского Союза было принято расширение строительства БАМ. Командование войск поручило строительство двум корпусам: одному в Тынде, и от Тынды на восток, другому – в Чегдомыне и до самых морей».
Объемы производимых работ были огромными: разрабатывались земли, укладывались сотни километров железнодорожных путей, строились мосты, жилые здания. Генерал-лейтенант Николай Рудак трижды участвовал в этой масштабной стройке, в общей сложности провел там шесть лет.
Николай Рудак, ветеран железнодорожных войск: «Приводили в порядок искусственные сооружения, земляное полотно, железнодорожный путь. Каждый день на строительстве БАМа – это было мужество воинов-железнодорожников и командиров, которые были».
Строительство БАМа стало яркой страницей юности тысяч железнодорожников. Валентина Юленко 23 года прожила в Тынде, работала дежурной по станции. Уже много лет живет в Смоленске, но по сей день с большим теплом вспоминает холодную столицу БАМа.
Валентина Юленко, почетный железнодорожник: «Все выстояли, зато весело было там, молодежь была отовсюду. У нас станции строили азербайджанцы, армяне, у нас такая сплоченность была – не передать».
Возводили Байкало-Амурскую магистраль и комсомольские молодежные отряды. Ехали на БАМ не только за заработком, но и за романтикой. В Смоленском музее «Мы жили в СССР» есть экспонаты, подтверждающие это.
Андрей Авраменко, научный сотрудник музея «Мы жили в СССР»: «В 80-м году студент с матфака был на БАМе. Первое, что нам об этом говорит, это, во-первых, значки Всесоюзного студенческого отряда, и второе – «Участник стройки БАМ» значок».
Отправлялись на стройку по комсомольским путевкам. Одна принадлежала красавице Валентине Дмитриевой, как и счастливый билет почетного пассажира первого поезда.
Валентина Дмитриева, почетный строитель БАМа: «На работу идешь, в бочки нам там нальют воды, вечером приходишь – вода уже лед, его накалываешь во всякие сосуды. Но вы знаете, это не пугало нас».
За годы строительства было проложено 4300 км железной дороги, со всей инфраструктурой возведены города и поселки. В настоящее время ведется модернизация магистрали, поэтому истории людей, чьи судьбы неразрывно связаны с БАМом, продолжаются.