Новости

«Зимний обоз» вернулся в Смоленск из Третьяковки

Картина Ивана Айвазовского «Зимний обоз в пути» прибыла в Смоленск после путешествия на большую выставку в Москву. В юбилейной экспозиции в честь двухсотлетия знаменитого мариниста принимали участие двести картин художника из семнадцати российских музеев и шести частных коллекций. Среди них были и полотна, постоянно экспонирующиеся в Смоленске.

После долгой дороги два полотна Айвазовского пришлось в течение 12 часов «акклиматизировать» в галерее. Их привезли в специально оборудованной машине для перевозки музейных экспонатов – в термофургоне, обитом специальной мягкой тканью.

Сергей Поляков, водитель-экспедитор (г. Санкт-Петербург):

«В этой машине ездил Пуссен, Матисс, Рубенс. Температура поддерживается в диапазоне от + 18 до + 22 градусов при любой погоде на улице».

Перевозчики осторожно снимают водонепроницаемую фольгу, реставраторы проверяют картины на сохранность. В столице два шедевра Айвазовского – «Лунная ночь на берегу моря» и «Зимний обоз в пути» экспонировались с июля. По словам сотрудников Третьяковки, выставка в честь юбилея знаменитого художника побила все рекорды посещаемости. Ее посетило 800 тысяч человек.

Антонина Полулях, главный хранитель Смоленского музея-заповедника:

«Две картины вызывали наибольший интерес зрителей – это знаменитый «Девятый вал», который хрестоматиен, который знает любой школьник, и наш «Зимний обоз в пути».

Картины Айвазовского поступили в Смоленскую художественную галерею в 1920 году из частной коллекции Марии Тенишевой. «Зимний обоз в пути» был написан известным маринистом для Всемирной выставки в Париже в 1857 году. Это единственное сохранившееся до наших дней «сухопутное» полотно Ивана Константиновича из серии, символизирующей богатства России.

Татьяна Павлова, ведущий научный сотрудник художественной галереи:

«Каждая картина представляла определенное время года. И, соответственно, рассказывала о земледелии, скотоводстве, садоводстве и минеральных богатствах».

Морской пейзаж «Лунная ночь…», где автором так таинственно раскрыта магия стихии, был написан за несколько лет до французского путешествия художника.

Оба полотна имели непростую судьбу – они едва не погибли во время Великой Отечественной войны. Работы Айвазовского пришлось срочно эвакуировать из Смоленска.

Дарья Иванова, заведующая художественной галереей Смоленского музея-заповедника:

«В Новосибирске, в оперном театре – именно там было подготовлено место для экспонатов – многие музеи нашей страны сохранили свои вещи, для того чтобы после войны они вернулись в свои музеи. Так случилось и с работами Айвазовского. К счастью, они не пострадали».

На чудом сохранившийся сухопутный пейзаж кисти великого мариниста приезжают посмотреть туристы со всего мира. Теперь картины на месте, и полюбоваться ими вновь может любой смолянин.

Автор: Вера Перельман

631 просмотр
Следующая новость