Общественность смоленской Вязьмы пытается спасти исторические дома-памятники
Вяземские краеведы бьют тревогу: в городе, который ежегодно привлекает тысячи туристов своими старинными пейзажами, каждый год погибает несколько старинных особняков. Здания постройки XVIII или XIX веков, являющиеся памятниками архитектуры, стоят пустыми и ветшают на глазах.
gtrksmolensk.ru

Общественность смоленской Вязьмы пытается спасти исторические дома-памятники

  • 19.12.2015 09:46

Вяземские краеведы бьют тревогу: в городе, который ежегодно привлекает тысячи туристов своими старинными пейзажами, каждый год погибает  несколько старинных особняков. Здания постройки XVIII или XIX веков, являющиеся памятниками архитектуры, стоят пустыми и ветшают на глазах.

Художник и краевед Владимир Чайка пишет городские пейзажи, уголки Вязьмы, где сохранилась старинная застройка. Однако дореволюционных домов становится все меньше, и большинство из сохранившихся превратились в руины. Художник вспоминает, что так называемый «дом фотографа Лыкова», был просто снесен.

Владимир Чайка, краевед, художник:

«Мне за 16 лет деятельности по охране памятников удалось спасти шесть памятников архитектуры. Но к сожалению, исчезло безвозвратно 12-13 домов».

Один из спасенных благодаря усилиям вяземских энтузиастов - особняк конца XIX века на Смоленской, 4. Дом уже был приговорен к сносу, однако предприниматель Игорь Ковалев выкупил его и полностью отремонтировал. Оказалось, что дом был построен предком нынешних хозяев – вяземским изобретателем сельскохозяйственных орудий Прохором Латышевым. Во время строительных работ дом «подарил» новым хозяевам монету времен Анны Иоановны.

Игорь Ковалев, предприниматель:

«Толщина стен очень большая, порядка 75 см. И вокруг дома (впервые встретился с таким) отмостка выполнена кирпичом в несколько слоев».

Позитивных примеров, как с домом на Смоленской, в Вязьме пока мало. От выкупленного в частную собственность дома №43 на улице Ленина, в котором бывал писатель Михаил Булгаков, не осталось и следа. В великолепном особняке XVIII века в стиле «елизаветинского барокко» и во многих других обрушились крыши. Старинные дома опустели после того, как их признали аварийными, и жильцов расселили. Пустые особняки быстро начали ветшать, и были разграблены бездомными. Все эти здания – памятники истории и архитектуры.

Эвелина Богомолова, председатель вяземской общественной организации по охране памятников:

«По реестру, буквально где-то десять лет назад [исторических особняков] было 155. Сейчас, конечно, меньше. Это дома-памятники и регионального, и местного значения. Надо продумать, какими путями передать эти дома тем людям, которые могут их восстановить».

Полгода назад дома были завешаны строительными сетками, которые теперь растащили. В некоторых зданиях заложили окна, чтобы внутрь нельзя было попасть. Однако их сохранению это мало помогает.

Наталья Егорченкова, начальник отдела государственного учета объектов культурного наследия департамента по культуре и туризму:

«В настоящее время ведется работа по регистрации права собственности и дальнейшей передачи объектов культурного наследия посредством выставления их на продажу. К сожалению, несколько попыток администрации не удались, поскольку желающих приобрести в собственность объекты культурного наследия попросту не нашлись».

Как нам удалось выяснить, уникальный дом на Кронштадской, 32 включен в план целевой программы на 2016 год. И если заявка будет удовлетворена Министерством культуры, здание отреставрируют за счет федерального бюджета. 

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3