Сырость и зловоние – в таких антисанитарных условиях оказались жители деревни Гусино Краснинского района. Канализационная сеть пришла в негодность, и нечистоты оказались прямо на улице.
«Вот это у нас болото, а если еще пойдет канализация, то все сразу к нам под дом».
Дом Галины расположен неподалеку от канализационного коллектора, который собирает сточные воды двух многоэтажек. Построенный два десятка лет назад, сегодня он находится в аварийном состоянии: труба забилась грязью, заросла кустарниками и деревьями. Канализационные колодцы переполнены, в нескольких местах нечистоты уже оказались на поверхности земли.
Галина Трубина, жительница Гусина:
«Сейчас у нас и утром, и вечером стоит запах фекалий конкретный. У меня ребенок-аллергик, с большим трудом ушли от болезни, сейчас она возвращается. Дышать этой сыростью, этими парами никому еще пользы не приносило».
Коллектор протяженностью в несколько сотен метров долгие годы никем из коммунальщиков должным образом не обслуживался и тем более не ремонтировался капитально. Местные власти лишь в прошлом году попытались исправить ситуацию.
Людмила Степенович, директор муниципального предприятия:
«Мы три колодца от очистных сооружений смогли вычистить, порядка 150 метров мы прочистили. Дальше не берется ни техника, ничего. Во-первых, болото. Буквально на прошлой неделе мы попытались почистить вот эту обводную канаву, загнать сюда технику. Мы почти утопили трактор».
По словам специалистов, еще при проектировании и строительстве многоэтажных домов была допущена ошибка при прокладывании канализации. Трубу закопали в болотистой местности, и добраться до нее сегодня практически невозможно. Все идет к тому, что скоро и очистные сооружения станут вообще не востребованы.
Поскольку коллектор забит, отходов на эти очистные сооружения поступает очень мало. Насосы здесь включают 2-3 раза в неделю.
Владимир Кадилин, слесарь аварийно-восстановительных работ муниципального предприятия:
«С домов [нечистоты] поступают туда в колодцы, затем все идет на первичную насосную станцию. Затем очищается, перегоняется на основную станцию».
Денег в местном бюджете нет, и гусинские власти не могут самостоятельно справиться с экологической катастрофой, очертания которой с каждым днем становятся все отчетливее. Местные жители ждут помощи извне.