Покорение инженерных высот. В этом году Смоленская область впервые присоединилась к всероссийскому конкурсу «ИКаР». В его рамках дети разного возраста знакомятся с производством и предлагают свои проекты по его улучшению.
«Основал Ярцевскую фабрику Алексей Иванович Хлудов. Строительство началось в 1873 году возле железнодорожной станции на берегу реки Вопь».
Юные инженеры защищают проект перед жюри из представителей центра «IT-CUBE». Воплощать его в жизнь начали в январе. В достаточно сжатые сроки удалось запустить работающий механизм для ткацкого производства.
Юлия Кудинова, преподаватель Ярцевской средней школы № 10 имени Героя Советского Союза А.Т. Алтунина: «Наш город, Ярцево, он вообще был основан на базе хлопчатобумажного комбината, потому что изначально это было селение Ярцев перевоз. И Хлудов стал организовывать фабрику, то уже наше селение стало превращаться в город».
С историей города связано и нынешнее хлопчатобумажное предприятие, с которым сотрудничает школа №10. На экскурсии ребят познакомили с нюансами производства.
Илья Дюбов, ученики Ярцевской средней школы № 10 имени Героя Советского Союза А.Т. Алтунина: «Вот эта нить – она еще до обработки, она выглядит еще не очень красиво. После же обработки эти нити, из которых уже можно сделать ткань».
Рассказали школьникам и о проблемах. Одна из самых частых – нити зачастую рвутся из-за сильного натяжения и недостаточной влажности в цехах. И ребята придумали собственную, доработанную модель ткацкого производства, которая позволяет предотвратить обрыв. С помощью датчиков и экрана мониторят уровень влажности, насос качает воду в трубку, вверху которой проделаны специальные маленькие отверстия, и в нужный момент вода смачивает нити, не давая им разорваться.
Павел Бориско, ученик Ярцевской средней школы № 10 имени Героя Советского Союза А.Т. Алтунина: «Вот, соответственно датчик влажности, который нам помогает отслеживать и выводит данные на дисплей. И уже от данных показаний мы отталкиваемся и пробуем предугадать, стоит ли подавать дополнительное количество воды по данным трубкам».
«Ковш зачерпывает снег, поднимает его и опрокидывает его в снегоплавильную камеру, где снег превращается в воду. Потом вода сливается в канализацию».
А самые маленькие участники – «Икарята» из Десногорска – разработали проект, который поможет коммунальщикам – беспилотную снегоуборочную машину.
Леонид Занкович и Ева Андрианова, детский сад «Мишутка» г. Десногорск - Чем она интересна, эта машина? - Колесами. - А еще? - Мотором, датчиком движения и смартхапом. - А как она работает? - Без помощи водителя.
Работа длилась три месяца. Их детский садик «Мишутка» сотрудничает с местной службой благоустройства. Такой выбор знакомства малышей с производством показался наиболее очевидным. Ведь каждую зиму сугробы мешают и пешеходам, и автомобилям.
Татьяна Фокина, тренер по робототехнике детский сад «Мишутка» г. Десногорск «Мы ходили на экскурсию с детьми, увидели проблему, что машины не совсем справляются, они не такие маневренные, например, во дворе, чтобы убрать снег. Поэтому очень требуется модель, которая была бы маневренная, убирала снег, не затрагивала много ресурсов. А самое главное – эта машина может работать без водителя».
Смоленская область на площадке «IT-CUBE» в этом году впервые присоединилась к всероссийскому конкурсу «Инженерные кадры России» или сокращённо «ИКаР». В нем участвуют дети от пяти до 18 лет.
Маленькие инженеры не просто знакомятся с производством, но и разрабатывают автоматизацию производственного участка, пишут проекты под руководством наставников. Конкурсный сезон состоит из трёх этапов. Команд в него включилось пока немного, но это ожидаемо. Наладить процесс сотрудничества детей, тренеров и сотрудников предприятий сложно. Однако именно этот формат способствует максимальной профессиональной ориентации.
Татьяна Кудрявцева, директор центра цифрового образования для детей «IT-CUBE. Смоленск»: «Изучение проблем, генерация идей, предложение подходов по их решению. Это оптимальные условия, для того чтобы развивать компетенции, связанные именно с проектной деятельностью».
Состязались участники в четырех категориях: «Икаренок», «Старт», «Дебют» и «Профи» - и не только презентовали свои проекты. В зависимости от возраста они прошли свои небольшие соревнования: квадрогонки, квесты, управление роботами и другие. Три команды, включая «ИКаРят» из Десногорска и школьников из Ярцева стали лучшими. Последние представили наш регион в финальных соревнованиях в Челябинске. И завоевали первое место в номинации «Взаимодействие с предприятием». Ну, а новый сезон «ИКаРа» стартует уже осенью.