Последний раз черепицу меняли 26 лет назад. Она недолго прослужила, как не отвечающая требованиям смены температур, морозостойкости, влагоотторжения.Людмила Жук, директор смоленского музея-заповедника:
«В дальнейшем, если Министерство одобрит тот проект, который уже был сделан в 2010 году, возможно покрытие черепицей. Пока мы не знаем о дальнейшей судьбе покрытия».
Не обошлось без сюрприза: сейчас он уже скрыт, но реставраторам пришлось срочно придумывать, как усилить, или протезировать металлические конструкции стропильной системы кровли. Она оказалась не деревянной, что для начала прошлого века было авангардным словом в строительстве. А работы ещё – непочатый край. Предстоит восстанавливать кровлю верхнего яруса, луковицу, крест, внутренние поверхности стен, витражи. Пока не пришли к единой концепции воссоздания полностью утраченных фресок Рериха. По скромной смете всё это стоит не менее 80-ти млн. рублей. Итак, всё зависит от денег. Если представить себе, что финансирование происходило бы непрерывно, то, по мнению реставраторов, на завершение всех работ понадобилось бы не более полутора лет.Максим Купин, прораб реставрационных работ:
«Вот один из кусочков, который уцелел у нас. Это – наружная часть, вот они находили друг на друга так вот. Если обратите внимание. Каждая – со своим изгибом. На каждую часть крыши – свой загиб: либо внешний радиус, либо внутренний, либо прямая. Медь будет основанием для керамики, а если черепицы не будет, то медь останется видимой частью кровли».