Парикмахерская, в которой меняли не только прическу, но и судьбу Родины. Силами ее постоянного посетителя и мастеров увековечена память партизанок и подпольщиков, действовавших в Смоленске в годы нацистской оккупации.
Андрей Шашкевич приходит туда на стрижку с юных лет. Он и раньше видел мемориальную доску, сообщающую, что в этом здании в годы войны была явка смоленских партизан. Изучив эту историю в подробностях, Андрей решил, что ее должны знать все посетители парикмахерской. Так, был создан настоящий музейный уголок. Две девушки на фото – Зинаида Наматевс и Елизавета Агильярова – весной 1943 года чаще других приходили в парикмахерскую, но не за красивыми прическами. Это были бойцы легендарного партизанского полка «13».
Андрей Шашкевич: «Главной их задачей было установить связь с подпольными ячейками с целью создания более полноценных подпольных организаций. И Зинаида Наматевс, и Елизавета Агильярова были комсомолками».
В качестве явочной квартиры была выбрана одна из парикмахерских в самом центре Смоленска. В ней и передавали сведения.
«У вас можно покрасить глаза?» - такой необычный вопрос в парикмахерской на улице Красного Креста (а именно так она называлась в годы оккупации) мастера не ставил в тупик. Это был пароль. Отзывом на него была следующая фраза:«Они у вас и так синие».
На снимке, сделанном в сентябре 1941 года, можно увидеть окно парикмахерской. Она была открыта в 1936 году и никогда не закрывалась. Старые инструменты, которые сохранили мастера, стали экспонатами.
Елена Маневич, директор парикмахерской: «В витрине нашей представлен инструмент, который использовался в советское время – это ватница, помазок и машинка, которая работает без электричества, ручная».
На постере не хватает еще одного фото – мастера Анны Демченковой, которая была связной в парикмахерской. Ее снимки, как и ее судьба не известны. В годы оккупации в Смоленске действовало около 40 подпольных организаций. В них было задействовано полтысячи человек. Они вели разведку, совершали диверсии, вызволяли из неволи военнопленных. Здание с парикмахерской, в которой была явка, сейчас относится к объектам культурного наследия.