Между медициной и музыкой. Смоляне отметили 135-летие Петра Триодина концертом и открытием памятной доски. Он был одним из основателей медицинского образования в областном центре и автором первой советской оперы. С каждым годом сотрудникам медуниверситета удается найти все новые факты о своем коллеге из прошлого, а также ноты произведений Петра Триодина.
Лирическая и очень русская. Впервые в Смоленске исполняют фрагмент сюиты «Аленушка у озера». Памяти Петра Триодина музыканты Смоленской филармонии посвятили концертную программу. Вернулся на сцену и вальс номер пять из Семейного альбома. Это настоящая премьера. Петр Триодин написал его для фортепиано, а сейчас произведение звучит в исполнении оркестра. Смолянам удалось найти партитуры этих произведений в госархиве литературы и искусства, и, наконец, они зазвучали.
Игорь Каждан, художественный руководитель и главный дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского:
«Оркестровое звучание, конечно же, намного ярче раскрыло этот вальс. Потому что заложено в нем очень много. И репетируя этот вальс, честно вам скажу, у меня улыбка не сходила с лица, я получаю удовольствие».
С нотной рукописью запечатлен Петр Триодин на новой мемориальной доске. Она установлена на корпусе медуниверситета, в котором находится кафедра анатомии, у истоков которой стоял Петр Николаевич. Он приехал в Смоленск с фронтов Первой мировой войны, где работал в госпитале. Здесь он преподавал в анатомическом институте и продолжал сочинять музыку, написал оперу «Князь Серебряный» и создал в городе симфонический оркестр.
Владимир Глотов, исследователь биографии П.Н. Триодина, заведующий кафедрой анатомии СГМУ:
«Известно, что он был учеником Глазунова по композиции. Находясь в стенах нашей кафедры, он работал над оперой «Князь Серебряный». Так как оперный театр только организовался, не было ни костюмов, не было средств для того, чтобы в полном формате поставить оперу на сцене, они сделали ее концертный вариант».
В Смоленском музее-заповеднике хранится программка премьерного концертного исполнения оперы в губернском центре, за дирижерским пультом был сам композитор. Вскоре в Смоленске впервые была исполнена и написанная Триодиным здесь же симфония, а также его Праздничная увертюра. Ради постановки «Князя Серебряного» в Москве Петр Николаевич покинул Смоленск, сделав окончательный выбор в пользу музыки. Песня из этой оперы обрела свою судьбу и стала известна на весь Советский Союз.
В конце жизни Петр Николаевич вновь оказался на Смоленщине – в годы Великой Отечественной войны – и снова санитарным врачом. Смоляне продолжают изучать наследие своего земляка и пополнять репертуар его произведениями.