«Доживём до будущей весны» – такое обнадёживающее лирическое название получила выставка памяти недавно ушедшего выдающегося русского художника Вячеслава Самарина. Уроженец Москвы из своих 86 лет 62 года прожил в Смоленске, приехав в составе «культурного десанта» из выпускников художественно-графического факультета Московского педагогического института, поднимать культуру Смоленщины. Так основалась Смоленская художественная школа.
Благодаря невероятным усилиям вдовы художника Веры Евгеньевны в экспозиции собраны произведения из самых разных музейных и частных коллекций страны. И, пожалуй, впервые самаринское наследие представлено в максимально возможной полноте. Отсюда грандиозное впечатление от выставки. Масштаб творческой личности Вячеслава Самарина не может не поражать. Диптихи, триптихи – сложные по мысли, неожиданные по сюжетному решению, построенные на обострении образных метафор. К станковой картине Самарин относится как к произведению многосмысловому, полифоническому.
Лариса Неменская, почётный член Российской академии художеств, искусствовед:
«Это не просто изображение фрагмента жизни, это большая сложная работа над зрительной метафорой, над символическим значением каждого фрагмента картины. Над каждой картиной идёт очень долгая работа. Но главная его тема – он изображает драматизм и в то же время силу традиционной для нашей культуры человеческой души, способность сопереживать, способность во внешней форме передать глубокий внутренний смысл, что по сути является сутевым значением для искусства».
В творчестве Вячеслава Фёдоровича соединились, казалось бы, отнюдь не близкие соцреализм и импрессионизм. Художнику подвластны многие жанры. Кроме монументальных произведений есть и несколько декоративные, и лирические, посвящённые семье, охоте. Одно из таких дало название выставке.
Вера Самарина, заслуженный художник России, график:
«Мы хотели эту работу взять на афишу. Но работа была в Тамбове. Поэтому заменили её на одну из последних работ «Страна берёзового ситца». Есенинская тематика – всё хорошо. Приехала эта работа. А название уже есть, и мы решили оставить. Оно – многообещающее: «Доживём до будущей весны».
В экспозиции представлены не только большие картины, но и варианты их фрагментов, которые можно было бы счесть этюдными. Но они настолько самодостаточны, что порой воспринимаются, как законченные произведения. Часто Самарин проявляет озорство, ребячество: то верёвочку к полотну прикрепит, то к раме настоящий ключ привесит, то лесенку из спичек свяжет – образно! Словно объединяет два пространства – картины и реальности – в одно.
Лариса Неменская, почётный член Российской академии художеств, искусствовед:
«Очень серьёзное отношение к тональной организации картины: умение работать с освещением, умение работать с тоном. Тон объединяющий, он ритмически выстроен, очень глубоко подчёркивает цельность. Это очень редкое явление. Тональное решение пространства – тоже очень глубокое мастерство, свойственное далеко не каждому художнику».
Всё творчество народного художника России – гимн преклонения перед простым человеком. Воспевание его роли в жизни отечества – сверхзадача художника. Значение его ещё недостаточно оценено. Нам остаются полотна, которые требуют серьёзного осмысления и духовной работы. Остаётся осознание нашей причастности ко времени, в котором жил выдающийся русский живописец Вячеслав Фёдорович Самарин.