Культурно-выставочный центр имени Тенишевых приглашает на выставку «На грани графики». Она организована Союзом художников России при поддержке Министерства культуры РФ. Почти 100 разнообразных произведений 20 современных московских художников-графиков расширяют представление о традиционной графике и ее границах.
Сегодня графика – всюду. Она на рекламных щитах, вывесках и логотипах, на экранах смартфонов, компьютеров и телевидения. Она встроена в реальную жизнь, сосуществуя с текстурой бумаги, шероховатостью асфальта, кирпичной или бетонной стены, гладью обшивки транспорта. Её основные изобразительные средства – линии, штрихи, цветовые пятна. Лаконизм и недосказанность – главные средства художественной выразительности с незапамятных времён.
Анна Зимина, председатель Смоленского регионального отделения Творческого союза художников России, куратор выставки:
«Выставка очень интересная, разнообразная. При таком количестве авторов и большом количестве работ она всё равно производит, я надеюсь, на зрителей очень цельное впечатление о том мироощущении, которое характерно для современного человека. И заставляет задуматься об этом мироощущении. Может быть, для кого-то – его сформировать. Этот микс, мне кажется, может быть интересен. В своём разнообразии он формирует некий «удар» по восприятию зрителя: и эмоциональный, и интеллектуальный».
Графика (от греческого «черчу», «рисую») – наиболее древний вид искусства, истоками уходящий в наскальные изображения. Выставка «На грани графики» - некая репрезентация того, что происходит в наши дни в области графики, в частности, в Москве. Как правило, экспозиции строятся по принципу единообразия. Здесь же наоборот – разнообразие: и техническое, и стилистическое, и образное.
Арсений Штейнер, вице-президент Творческого союза художников России, создатель экспозиции:
«Выставка объединена географией, но по содержанию крайне разнообразна. Здесь есть классические художники: тушь, карандаш, акварель. Есть люди, работающие с печатной графикой. Есть даже молодые ребята, которые делают картинки в сотрудничестве с нейросетями. То есть это некий экскурс в современное графическое искусство».
Еще в начале ХХ века в России понятия «графика» как самостоятельного вида искусства не было. Рисунок имел лишь прикладное значение, поскольку любой живописец или скульптор начинает новую работу с карандашного наброска. В отдельную дисциплину графика стала выделяться с развитием промышленного дизайна, появлением авангардных течений. И сегодня приобрела статус одного из самых распространенных и демократичных видов творчества.