Смоленское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в Доме художника открыло Межрегиональную художественную выставку «Индастри-3». 76 авторов из 15 городов России выполнили более 150 работ в различных техниках. Немало художников участвовало и личным присутствием на вернисаже.
Индустриальная тема в современном изобразительном искусстве отражает не столько промышленный и технический прогресс, сколько социальные и эстетические изменения в обществе. Нечто утилитарное и функциональное приобретает для художника свою художественную привлекательность. К примеру, две работы Елены Чмыховой: «Брянск-конфи» (название кондитерской фабрики в соседнем городе) и «Задвижки».
Елена Чмыхова, участница выставки из Брянска:
«Трудящийся человек, его труд – это всегда привлекало художника. И как мы воспринимаем эту тему. И вот, она по-своему нам близка, мы по-своему её выражаем. Мало того, что каждый автор по-своему её отображает, эту тему, ещё и время – мы отображаем время».
Взгляд художника становится более пристальным, и в кадр попадают новые элементы, которых 10, 20, 30 лет назад он бы не заметил. В машинерии интересно найти сюжет и смысл этого сюжета преподнести зрителю так, чтоб он тоже заинтересовался. Триптих Фёдора Помелова из Подмосковного Протвина «Брошенный эксковатор Татра», «Вертикально-фрезерный станок» и «Трактор Джона» – одного американского фермера, поселившегося во Владимирской области.
Фёдор Помелов, участник выставки из Подмосковья:
«Машины мне дали новый импульс. Иногда заходишь в тупик: бесконечно эти пейзажи писать. А тут совершенно иной подход к письму. Если, когда я пишу пейзаж, для меня главное – эмоция (я выплёскиваю много краски, у меня этакая «мазистость»), то, когда начал писать машинерии, стал больше как исследователь работать. Я больше от линии иду. Благодаря этим работам новые перспективы для себя увидел и интерес».
Нынешнюю выставку «Индастри» от предыдущих (в 2018-м и в 2020-м годах) значительно отличает то, что каких-то специальных групповых пленэров для художников организовано не было. Большинство авторов просто показывают то, что на тему выполнено в последние годы. Ещё две работы: Сергей Богомолов – «Пилорама в Костомукше» (карельском городе) и «Трансформатор» (с прошлогоднего пленэра в Энергоинституте).
Сергей Богомолов, председатель Смоленского отделения Союза художников РФ:
«Говорят: «Время, вперёд!» Так время чуть-чуть над художником довлеет, дабы ему что-то успеть за короткий период времени запечатлеть, перенести на холст, на бумагу увиденное, замеченное. Потому что, художественная мысль очень ценна».
Сегодня мы заново открываем для себя пафос трудового созидания. Возрождается отечественная индустрия, возвращают к себе уважение рабочие профессии, и нынешнее поколение художников отображает своё не конформистское понимание этого движения. Работы словно утверждают, что даже на первый взгляд не красивое можно изобразить красивым, что красоту можно разглядеть где угодно – было бы желание.