Смоленской Одигитрии вернули первоначальный облик
На Сретенье смоленская Одигитрия вернется на свое привычное место в Свято-Успенский кафедральный собор. Образ чудотворной иконы значительно изменился и может показаться непривычным смолянам. Как удалось вернуть первоначальный облик Одигитрии и почему с нее пришлось снять серебряный оклад, рассказали реставраторы, приехавшие в Смоленск.
gtrksmolensk.ru

Смоленской Одигитрии вернули первоначальный облик

  • 09.02.2015 10:53
На Сретенье смоленская Одигитрия вернется на свое привычное место в Свято-Успенский кафедральный собор. Образ чудотворной иконы значительно изменился и может показаться непривычным смолянам. Как удалось вернуть первоначальный облик Одигитрии и почему с нее пришлось снять серебряный оклад, рассказали реставраторы, приехавшие в Смоленск. Смоленская икона Божьей Матери Одигитрии теперь будет выставляться без оклада. В результате реставрации изображение изменилось до такой степени, что прежний 25-килограмовый серебряный оклад иконе не подходит. Он тоже отреставрирован и будет выставляться отдельно. Реставраторы насчитали 16 поновлений на поверхности чудотворной иконы. Уже к моменту войны 1812 года икона утратила первоначальный, авторский, вид. И теперь икона Божьей Матери Одигитрии стала практически такой, какой ее написал автор в начале XVII века.

Исидор, епископ Смоленский и Вяземский:

«Мы теперь увидим не образ Божьей Матери «Умиление», а строгий образ Царицы Небесной, свидетельствующий о том, что она является защитницей города Смоленска от неприятеля».

На фотографиях, сделанных во время реставрации, можно заметить, как трансформировалось изображение, приобретая черты византийской школы иконописи. Ведь этот образ - список иконы 11 века. Реставраторы продемонстрировали, как выглядели частички авторского слоя под микроскопом. Они вспучились от нахождения иконы на улице и по форме напоминали чашку. Для примера руководитель реставрационных работ сложил такую из бумаги.

Дмитрий Антонов, директор ГосНИИ реставрации:

«И когда поновительские записи делались, ее записывали целиком. И получилось так, что краска более поздняя попадала под нее. И наша задача была вычистить из-под каждой чашечки поздние наслоения, эту чашечку распрямить, уложить их на свое место и приклеить».

Авторский слой, каждый миллиметр которого реставраторы сохранили, занимает только половину иконы. Остальные места, по настоянию НИИ, оставили незаписанными. В этом вопросе смоленская епархия и реставраторы долго не могли прийти к компромиссу.

Александр Дубровский, древлехранитель Смоленской епархии:

«Мы просили эти утраты подлевкасить, затонировать и т.д. Было принято решение эти места утрат оставить, не вносить в изображении иконы ничего нового».

Директор НИИ назвал реставрацию смоленской иконы беспрецедентной. Огромную икону, находившуюся в крайне плохом состоянии, специалистам удалось привести в порядок всего за 2 года и 2 месяца. Одновременно над смоленским образом работали до 10 человек. После пребывания иконы в Храме Христа Спасителя, она на несколько дней вновь окажется в руках реставраторов. Они подготовят ее к путешествию в Смоленск.

Видео доступно в архиве

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3