На фотографиях, сделанных во время реставрации, можно заметить, как трансформировалось изображение, приобретая черты византийской школы иконописи. Ведь этот образ - список иконы 11 века. Реставраторы продемонстрировали, как выглядели частички авторского слоя под микроскопом. Они вспучились от нахождения иконы на улице и по форме напоминали чашку. Для примера руководитель реставрационных работ сложил такую из бумаги.Исидор, епископ Смоленский и Вяземский:
«Мы теперь увидим не образ Божьей Матери «Умиление», а строгий образ Царицы Небесной, свидетельствующий о том, что она является защитницей города Смоленска от неприятеля».
Авторский слой, каждый миллиметр которого реставраторы сохранили, занимает только половину иконы. Остальные места, по настоянию НИИ, оставили незаписанными. В этом вопросе смоленская епархия и реставраторы долго не могли прийти к компромиссу.Дмитрий Антонов, директор ГосНИИ реставрации:
«И когда поновительские записи делались, ее записывали целиком. И получилось так, что краска более поздняя попадала под нее. И наша задача была вычистить из-под каждой чашечки поздние наслоения, эту чашечку распрямить, уложить их на свое место и приклеить».
Директор НИИ назвал реставрацию смоленской иконы беспрецедентной. Огромную икону, находившуюся в крайне плохом состоянии, специалистам удалось привести в порядок всего за 2 года и 2 месяца. Одновременно над смоленским образом работали до 10 человек. После пребывания иконы в Храме Христа Спасителя, она на несколько дней вновь окажется в руках реставраторов. Они подготовят ее к путешествию в Смоленск.Александр Дубровский, древлехранитель Смоленской епархии:
«Мы просили эти утраты подлевкасить, затонировать и т.д. Было принято решение эти места утрат оставить, не вносить в изображении иконы ничего нового».