Крылатая история Смоленска. В 1926 году состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода, строительство которого было начато по инициативе Михаила Тухачевского. За прошедшие с того времени 90 лет Смоленский авиационный завод стал одним из промышленных флагманов нашего региона и неотъемлемой частью истории страны.
В жизни завода и заводчан было немало испытаний на прочность. Однако предприятие не сломили ни страшные годы военного лихолетья, ни губительные реформы девяностых. За время своего существования завод выпускал детали к десяткам различных самолетов. Среди наиболее запоминающихся проектов – пассажирские лайнеры Як-40 и Як-42, получившие высокую оценку у летчиков, самолет Як-18, на котором учились курсанты летных училищ всего Советского Союза. Участвовали смоляне в разработке и изготовлении космического челнока «Буран».
Алексей Островский, губернатор Смоленской области:
«Радует, что ваша продукция востребована, достойно представляет нашу страну на международном рынке, успешно конкурируя с лучшими образцами авиационной техники мировых производителей. Трудно переоценить роль Смоленского авиационного завода в укреплении боевой мощи Вооруженных сил России, повышении обороноспособности страны».
Сотрудникам завода, внесшим значительный вклад в развитие производства и авиапрома страны, вручили государственные, ведомственные и областные награды. Сейчас Смоленский авиационный завод – современное, динамично развивающееся предприятие, участник Федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса. Здесь налажено производство самолетов малой авиации, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники, изготовление запчастей, серийное производство изделий, разработанных Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».
Борис Обносов, генеральный директор ОАО «Тактическое ракетное вооружение»:
«Три года назад Смоленский авиазавод был не то чтобы на грани банкротства, но переживал тяжелые времена. За эти три года Смоленский авиазавод удвоил свою численность, и сейчас это 2850 человек».
Объем производства по сравнению с 2012 годом вырос почти в 10 раз. В планах – новые достижения. Портфель заказов уже полон. Предполагается стопроцентная загрузка всего коллектива и оборудования.
Сергей Никольский, генеральный директор АО «Смоленский авиационный завод».
«Работы – непочатый край. Будем модернизироваться, будем ремонтировать здания, цеха, приобретать новое оборудование. Будем принимать на работу молодежь. Стареть завод не может. Только передача вами ваших знаний молодому поколению может сохранить традиции на заводе».
Уверенности в будущем придает тот факт, что Минобороны приняло решение о выпуске в Смоленске учебно-тренировочного самолета СР-10. Его примут на вооружение Военно-космические силы страны для базовой подготовки летчиков к полетам на реактивных машинах.