Краеведы обсудили судьбу смоленских и белорусских усадеб. В областном центре прошла международная конференция, посвященная владельцам и обитателям усадеб, музыке, архитектуре и садово-парковому искусству.
…«Ах, какой сякой камаринский мужик» – песня «Камаринская» была источником вдохновения не только для Михаила Глинки, но и для некоторых западных композиторов. К такому выводу пришла музыковед Елена Зайцева. Она приехала на конференцию из Москвы, чтобы поделиться со смолянами своей концепцией влияния русской народной песни на культуру Западной Европы. Оказывается, Бетховен и Гайдн создали свои варианты «Камаринской».
Елена Зайцева, профессор Московского государственного института музыки им А.Г. Шнитке:
«Камаринская была очень известна в Европе до Глинки. И Глинка, будучи необыкновенно образованным музыкантом, гастролировавший и в Германии, и в Испании, обучавшийся в Италии, может быть, какие-то варианты слышал».
Подобные конференции проводятся уже более 10 лет. Первоначально они были посвящены Михаилу Глинке и усадьбе Новоспасское. Теперь же тематика и география научного форума стали гораздо шире. Исследователи приехали из Москвы и Петербурга, из Белоруссии, а также из самых разных уголков Смоленщины, где в XVIII-XIX веках находились известные загородные центры культурной жизни дворян. Еще век назад в Смоленском регионе насчитывалось больше трехсот усадеб.
Надежда Деверилина, усадьбовед, организатор конференции, советник-эксперт областного департамента по культуре и туризму:
«Усадьбы на Смоленщине, имеющие глубокие исторические традиции, – интересны, но, к сожалению, не оставившие материальных следов, они разрушены. Но сохранить память о них просто необходимо».
Исследования, представленные на конференции в прошлом году, опубликованы в сборнике статей.