Новости

Секреты св. Иеронима Стридонского раскрывают смоленские реставраторы

В музее-заповеднике восстанавливают полотно XVI века. Голландский живописец наполнил портрет скрытыми посланиями. Но загадки оказались спрятаны и под слоями лака и краски.

…Мазками размером с точку художник-реставратор возвращает цвет туда, где авторская живопись была утрачена. Восстановление портрета святого Иеронима почти завершено. У Ольги Куликовой ушло несколько месяцев, чтобы вернуть старинной картине экспозиционный вид.

Ольга Куликова художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника

«Сейчас я корректирую реставрационные тонировки предшествующей реставрации, которая проводилась в 1960-х годах».

А как портрет выглядел до реставрации? Не слишком ветхий, но чересчур темный и с утратами. Когда специалисты сняли поздние слои лака, оказалось, что стол в келье был не черного, а зеленого цвета. Стали видны предметы, о существовании которых раньше не подозревали – например, очки (хоть при жизни святого они еще изобретены не были) и ножницы для свечей.

Ольга Куликова художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника:

«Изменился колорит картины, выявился четкий рисунок вот этого голландского интерьера. Появилась очень мягкая светотень. То есть ее там не было практически, она была в темноте».

Святой Иероним почитается как один из основателей католической церкви, как автор перевода Нового завета на латинский язык, аскет и мыслитель. Каждая деталь на его портрете несет тайный смысл и философский посыл. Так, череп, часы и догорающая свеча говорят о бренности человеческой жизни. Ножницы – что нить жизни может быть обрезана в любой миг.

Ольга Белкина, искусствовед Смоленской художественной галереи:

Если такие элементы композиции, как книга, зрителю весьма понятны – книга указывает на знания; очки тоже весьма легко расшифровать – они говорят о мудрости; то предмет довольно загадочный – это расческа. Расческа нам говорит о систематизации знаний».

Многие изображения святого Иеронима в той или иной степени повторяют живописный портрет кисти Альбрехта Дюрера. И смоленское полотно в том числе. Красное одеяние Иеронима Стридонского напоминает, что спустя много веков после смерти он был посвящен в сан кардинала. Черная биретта на голове – традиционный атрибут католического священника. Однако в процессе расчистки оказалось, что головной убор святого раньше черным не был.

Ольга Куликова, художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника:

«Обнаружилось в местах утрат, что цвет совершенно другой у шапочки. Это голубой цвет, то есть как у Дюрера изначально. Причем краска старая, тонкотертая – видимо, лазурит».

Уже скоро восстановленный портрет вновь будет экспонироваться в художественной галерее. Если искусствоведы посчитают нужным, реставраторы вернут головному убору исконный голубой цвет. А пока они пытаются выяснить, почему биретта Святого Иеронима на смоленской картине поменяла колор.

Автор: Анастасия Артеменко

805 просмотров
Следующая новость