Одновременно два крестных хода двинулись навстречу друг другу. Смоляне прошли от братского захоронения на Покровке и от Сквера Памяти Героев и спустились к Днепру, ставшему символом кровавых потерь. В эту ночь служились панихиды и заупокойные литии.Смоленск одним из первых городов встретил нацистские войска. Еще живы люди, которые помнят, как началась здесь война, разрушившая и город, и судьбы его жителей.Василий Наконечный, ветеран Великой Отечественной войны:
«Нам было очень-очень трудно вести боевые действия по сравнению с тем, что немецкая армия лучше укомплектована вооружением и техникой. Но, несмотря на это, моральный дух наших воинов был гораздо сильнее немецких самолетов и фашистских танков».
Эвелина Фролова:
«Войну объявили в воскресенье, первая бомбежка была в понедельник. А в конце недели сгорела вся улица Ленина, все, включая Дом советов до школы седьмой. Все сгорело, одни коробки были».
Нина Чаевская:
«Сдавала государственные экзамены под грохот бомб, которые уже были над городом».
Символом героизма советских граждан и одной из самых трагичных страниц Смоленского сражения стала Соловьева переправа. По воспоминаниям ветеранов, в дни боев воды Днепра на несколько километров окрасились кровью павших воинов, стоявших здесь насмерть. По инициативе губернатора Алексея Островского, традиционные поминальные мероприятия приобрели областной масштаб.В 4 утра, в тот час, когда 73 года назад начались первые бомбежки советских городов, тысячи зажженных свечей были спущены на воду Днепра, на Соловьевой переправе и в Смоленске.Василий Гордов, ветеран Великой Отечественной войны:
«Тут, на второй день стали провожать отца на фронт, несколько дней спустя и меня призвали на фронт, как раз, что я уже говорил, на оборону города Смоленска. Страшно было смотреть на Смоленск. Это трубы только одни торчали, еще дымящиеся, и деревянные постройки домов».