Пристальный взгляд на старинные снимки. Смоленские музейщики изучают фотоальбом, в котором запечатлены будни Талашкина вскоре после приобретения усадьбы князьями Тенишевыми. После революции многие вещи были национализированы, и хранители музея постарались скрыть происхождение экспонатов, связанных с княжеской четой, чтобы они не были изъяты.
Зеленая кожа, надпись золотом, и 36 плотных листов с фотографиями, которые переносят в Талашкино середины 90-х годов 19 века. Как выглядели тогда здания усадьбы, музейщики знали. А вот какими были комнаты, обстановка, уклад жизни, удалось увидеть только сейчас. И это пролило свет на историю экспонатов, которые уже больше века хранятся в смоленском музее.
Валентина Склеенова, сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника, исследователь наследия М.К. Тенишевой:
«Ряд предметов, великолепных, очень высокого качества: это мебель, это вазы, это металл. Но мы не знали биографии этих вещей. Написано: «Из старых поступлений». И вот благодаря этим альбомам, вот этим снимкам интерьера, мы установили биографии этих вещей».
Рассматривая фотокарточки, Валентина Склеенова узнала несколько произведений искусства. Например, картину Жака Гио «Площадь Конституции в Севилье», которая сейчас экспонируется в Художественной галерее, можно увидеть на снимке кабинета. Бронзовый канделябр из столовой хранится в фондах. Одна из ваз, украшавших салон Тенишевых, «сакс» 18 века, сейчас в экспозиции в Новоспасском. Прояснилась биография и девочки с портрета из музея «В мире сказки».
Валентина Склеенова, сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника, исследователь наследия М.К. Тенишевой:
«Когда я увидела, он находился на центральной стенке в гостиной Тенишевой. Значит, этот портрет принадлежал семье Тенишевой или Святополк-Четвертинской».
38 снимков, на которых запечатлены будни усадьбы: например, Мария Клавдиевна в валенках гуляет по парку или вместе с гостями отправляется на велопрогулку, а вот и четвероногий друг княжеской четы. Исследователь истории Талашкина и наследия Тенишевой Джеско Озер обнаружил этот альбом в Голландии, куда тот попал из Великобритании. Стараниями Джеско Озера столетнее путешествие альбома завершилось, и он вернулся обратно в Смоленск, став экспонатом музея.
Дмитрий Алексеев, главный хранитель Смоленского государственного музея-заповедника:
«Большая удача и радость для нас, для музейщиков, и я думаю, что для смолян, то, что этот альбом оказался у нас, и мы сейчас можем использовать его материалы для дальнейшего изучения, для новых проектов. Используя эти фотографии старые, можем задуматься о создании виртуального тура».
Музейные сотрудники уверены, что на снимках Талашкина конца 19 века они смогут рассмотреть еще много интересных историй из прошлого усадьбы и ее обитателей.