Секреты смоленской хаты, простреленного черепа и посвящение той, что останавливает время. 18 мая – Международный день музеев. Этому празднику посвящена всемирная акция «Музейная ночь». Она прошла и в Смоленске.
В музее скульптуры – настоящая лекция по анатомии. Продолжая Год науки, «Музейную ночь» здесь посвятили ученым – тем, кого изобразил, с кем дружил Сергей Коненков, а также биологии и медицине, которой они занимались. Искусствоведам помогли студенты Медуниверситета, которые показали, как анатомия помогает и художникам, и археологам, и криминалистам. Одним из временных экспонатов стал настоящий человеческий череп. По нему в Медуниверситете смогли определить, что мужчина жил с пулей в голове 30 лет.
Анастасия Кинас, научный сотрудник Музея скульптуры им. С.Т. Коненкова:
«Такой вечер, который объединил искусство, нашу деятельность, и в то же время к нам присоединилась наука, но она очень интересно прозвучала, эта тема, в стенах нашего музея».
Московский ученый Валерий Иванов приехал на «Музейную ночь» в Смоленскую художественную галерею, чтобы увидеть, как преобразилось подаренное его семьей полотно.
Парадный портрет императора Австро-Венгрии Франца Иосифа когда-то украшал ратушу в Черновцах. В советские годы картину кисти Евгения Максимовича хотели выбросить. Однако учительница местной школы решила, что полотно нужно сохранить.
Так огромный портрет, свернутый в рулон, на много десятилетий стал реликвией семьи Ивановых.
Валерий Иванов, меценат:
«Полное великолепие, конечно. Проведена огромная работа, прежде всего, в художественном плане. Портрет заиграл всеми красками. Улыбается загадочно».
Отреставрированный портрет Франца Иосифа стал частью выставки «Побеждая время». Музейные реставраторы масляной живописи показали результаты своего кропотливого труда – восстановленные картины. По сопровождающим фотографиям гости галереи могут проследить, как менялись произведения искусства.
Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
«Все картины по реставрации были сложными. Они все поступили в тяжелом состоянии. У каждого своя ситуация была, но все такие трудоемкие».
Это уже творчество современных художниц. В музейную ночь они показали свой проект, посвященный авангардистке Катаржине Кобро, которая «умеет украшать пространство и останавливать время». В 1921 году она работала в Смоленске. Здесь вышла замуж и преподавала скульптуру в смоленском филиале арт-группы УНОВИС, созданной Казимиром Малевичем.
Мария Ужакина, куратор проекта «Катаржина»:
«Это были работы - оммаж к творчеству Катаржины Кобро, к ее скульптурам, инсталляциям, к ее авангардному творчеству».
Секреты смоленской хаты открыли в музее «Смоленский лен»: где находилась болонка, для чего нужна блохарка? В хозяйстве помогала Домовуха, а Кикимора наоборот дела запутывала. Гости музея узнали, как справлялись смоленские хозяйки.
Лариса Захаренкова, заведующая музеем «Смоленский лён»:
«Несмотря на то, что вещи простые, деревянные, глиняные, но, тем не менее, они сделаны так, что облегчают жизнь человеку. Говорим об «умном доме» наших предков».
За хорошее настроение в Музее льна отвечал ансамбль «Талан», который из гостей организовал настоящий оркестр, снабдив всех желающих подручными инструментами – чугунком, ложками, пральником, рубелем, который заиграл на старинный смоленский лад.