Тимошка, Емеля, Буратино… Ко многим из более сотни спектаклей, поставленных Дмитрием Светильниковым в Смоленском театре, куклы он мастерил сам. Делал маски для уличных театрализованных представлений, которые ему поручали ставить.Надежда Марчукова, дочь Д.Н. Светильникова:
«Это – очень старая кукла. В 1937 году её сделал отец своими руками. Они с матерью выступали с ней на эстраде. Опереточная актриса…»
За долгую жизнь с успехом пробовал себя в разных амплуа: актёр драмы, оперетты, цирка, снимался в кино, выступал на эстраде, занимался режиссурой, писал сценарии. Но к кукольному жанру испытывал особую тягу.Надежда Марчукова, дочь Д.Н. Светильникова:
«Лия – роль из «Дельца». Кукла осталась у меня навеки. Моя лучшая роль».
Театр узнали и полюбили дети и взрослые во всех уголках Смоленщины. Талант Светильникова-постановщика ценил сам Образцов: приглашал ставить спектакли к себе, а Смоленский театр кукол считал младшим братом Московского. Актёр Владимир Полушин служит в театре с 1970-го года по приглашению его создателя.Надежда Марчукова, дочь Д.Н. Светильникова:
«У него как-то закончился очередной контракт. Поехал в Ленинград на биржу труда. И попал на спектакль Пражского кукольного театра. Тогда и загорелся мечтой создать в Смоленске театр марионеток».
В доме у дочери бережно хранятся альбомы отца, посвящённые жизни в искусстве, увлечениям, созданным им кукольному кружку во Дворце культуры железнодорожников, детскому театру кукол во Дворце пионеров, всем друзьям в Смоленске – городе, куда ещё до войны большая любовь привела из Ленинграда молодого артиста Дмитрия Светильникова.Владимир Полушин, актер:
«С ним было интересно не только актёрам, но и режиссёрам, композиторам, художникам. У него была огромная творческая семья. Это – главное его достоинство. Он, как маг, притягивал к себе, вёл за собой».
Надежда Марчукова, дочь Д.Н. Светильникова:
«Это же дорогого стоит: его куклы подарили ему бессмертие. Он при жизни этого не знал, а если бы знал – был бы счастлив».