Они учатся слышать и хотят быть услышанными. В регионе более 30 лет работает Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями. На его базе занимаются глухие и слабослышащие ребята, как школьники, так и малыши. Главная цель адаптивного обучения – сделать все возможное, чтобы подопечные центра были на равных со своими слышащими ровесниками.
На уроке физической культуры занимаются легкой атлетикой. В хорошую погоду предпочитают вести занятия на улице. К разминкам присоединяются младшие, устраивают эстафеты. Ребята в центре не просто любят физкультуру, ученики участвуют в различных соревнованиях, например, в ежегодном чемпионате «Абилимпикс».
Здесь уже вырастили шесть мастеров спорта по плаванью и еще несколько кандидатов. Плаваньем занимаются девять лет, являются победителями чемпионатов.
- Где-то весной было, в Пензе мы выигрывали места, медали, получали призы, награды все.
- Тяжело тренироваться?
- Конечно, тяжело.
- Но вы все равно справляетесь?
- Конечно.
«Встаньте. Сначала говорю я, а потом вместе».
Каждый звук дублируется жестами, это фонетическая ритмика. Многие действие сопровождаются демонстрацией табличек. Так первоклассники учатся читать и говорить вслух, владея голосом и речью.
Татьяна Урецкая, учитель начальных классов Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«И все идет с опорой на наглядность. Без наглядности очень сложно понимать смысл сначала вот картинок, потом уже каких-то словосочетаний, предложений. Поэтому необходима обязательно наглядность».
В младших классах педагоги используют для обучения дактилологию. Материал подается небольшими дозами для лучшего восприятия. Для ребят постарше жестовая речь используется как вспомогательная при объяснении литературных произведений или исторических фактов.
Здесь учатся не просто говорить и читать, а делать это правильно, как в жизни, а не по слогам. Плюс занимаются изучением неречевых звуков: пение птиц, шум леса, журчание воды, а также звуки музыкальных инструментов.
Тамара Николаевна – сурдопедагог, единственный в Смоленске специалист такого профиля. Провожатый детей в мире звуков, она отдала профессии 54 года и продолжает учить детей с той же любовью, что и вначале.
Тамара Иванова, сурдопедагог Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Я учу их правильно читать. Вот они не читают, допустим «молоко», «хорошо». Это называется орфоэпия, работа над орфоэпией, мы изучаем правила, потом повторяем их. Это работа над слитностью, паузы расставляем, логическое ударение выделяем».
Сергей, ученик 4-го класса Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Иванова Тамара Николаевна меня научила говорить, ставить ударения и немного писать научила. Она добрая, всегда вежливая. Если я немного расстроен, она всегда говорит – что случилось. Я с ней говорю, она вежливо говорит».
Некоторым ребятам нужно заниматься чуть больше, поэтому они тренируются с педагогом отдельно. Напротив стоит зеркало, чтобы видеть, как двигаются губы. В программе индивидуально выставляется темп для каждого ребенка. Это навык не только силы голоса, но и дыхания, речевого слуха и произносительной стороны речи.
Инна Ермакович, учитель-дефектолог:
«Самое главное, итог – это связная речь, понимание текста, понимание речи другого диктора. Есть специальные такие задания, они и предусмотрены программой, когда кто-то другой читает. Если читает сам ребенок, здесь обязательно не я его должна понять, а, допустим, приглашенный эксперт».
Специальная школа для детей с нарушениями слуха открылась в Смоленске более 30 лет назад по многочисленным просьбам родителей особых ребят. Свое нынешнее здание на улице Попова теперь уже центр обрел лишь 20 лет назад.
Наталья Коткина, директор Центра образования для детей с ООП г. Смоленска:
«Мы располагались на улице Соколовского, в пристройке к 29-й школе, не имея ни своего спортивного зала, ни своей столовой, у нас были приспособлены классы, там, где мы и занимались. Начинали мы с 35 детей. Сейчас у нас уже больше 60 детей».
Здесь занимаются и более 20 дошкольников, и дети разного возраста, которые получают основное начальное, основное и среднее образование, как и в обычной школе, только адаптированное для слабослышащих, глухих и ребят с нарушениями слуха. Но здесь обучаются и дети с иными нозологиями. Преподаватели рассказывают, что все ученики не просто дружат. Старшие помогают младших, поддерживают тех, у кого более тяжелая инвалидность.
Самое главное в процессе адаптивного обучения – сделать все возможное, чтобы подопечные центра были на равных со своими слышащими ровесниками, не чувствовали себя изолированными от мира. И результат есть – у ребят есть много возможностей развиваться вне учебы, заниматься творчеством и научной деятельностью. Они завоевывают награды, выигрывают призы, добиваются целей, находят свой путь. Они учатся слышать мир, и мир их тоже слышит.