Пантелеимон, епископ Смоленский и Вяземский:
«Ну, конечно, не смогли вынуть 30 миллионов частичек, вспомнив по имени каждого, кто погиб. Но, тем не менее, эти частички означают, что погибшие пострадали подобно тому, как Христос пострадал за наши грехи».
Свеча – символ памяти, символ вечной жизни. В день памяти и скорби десятки огоньков спустили вниз по Днепру. Свеча памяти зажглась и в Кардымовском районе. О тех, кто не вернулся с полей сражений, в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», в день начала войны помолились десятки верующих. От церкви уже сотни людей крестным ходом направились к легендарной Соловьевой переправе. Летом 41-го это было единственное место, через которое велось обеспечение войск Западного фронта, поэтому за переправу велись особо ожесточенные бои. Трагическая дата 22 июня объединила более пятисот человек.Любовь Подлесная, участница акции:
«Дай Бог, чтобы никогда не повторилось, чтобы мы никогда не молились об убиенных. А молились только о здравии, о благополучии всей страны, всякого человека».
На переправу, где отдали жизни до ста тысяч советских солдат, пришли и те, кто первый день войны запомнил на всю жизнь.Сергей Ларионов, руководитель военно-патриотического клуба «Дивизион» (г.Москва):
«Если бы немца не остановили на 2 месяца, здесь, под Смоленском, судьба Москвы могла бы сложиться трагически».
В четыре утра вниз по Днепру спустили сотни зажженных свечей и специальный плот, количество свечек на котором определили заранее: семьдесят одна. 22 июня 1941 Смоленская область встретила последний на ближайшие годы тихий рассвет. Просыпаясь, люди еще не знали, что жизнь никогда не будет прежней. До конца войны оставалось 1418 дней.Тех, кому мы обязаны правом жить в свободной стране, вспомнили и в Ярцеве. У храма Первоверховных Петра и Павла собрались молодежь, ветераны и люди, возвращающие из небытия имена павших – бойцы поисковых отрядов. Свечи, которые зажгли участники акции, составили слова: «Мы помним». На этом поле Памяти захоронено 2418 солдат, из которых известны имена только около 200 бойцов.Александра Григорьева, ветеран:
«К нам полетели снаряды. Мы не знали – что такое?.. Мужики говорят: война, война, война… Стали начинаться сборы, слезы, прощания, стали собираться в военкомат».
Символом Ярцевской траурной церемонии также стало горящее пламя. Жители города возложили цветы и поставили свечи возле каждой могилы. А после в небо поднялись памятные фонарики.Кирилл Москалев, боец поискового отряда:
«Именно на этом поле захоронены воины, защищавшие не только Ярцево, но и всю страну нашу. Мы не забываем о героях, которые защищали нашу страну. И мы не должны забывать о них».