В Смоленске завершился самый сложный этап российско-шведской экспедиции
Впервые через тысячу лет после эпохи викингов пройден самый сложный участок пути «Из варяг в греки». В Смоленск по Днепру на ладье прибыли участники международной научно-спортивной экспедиции.
gtrksmolensk.ru

В Смоленске завершился самый сложный этап российско-шведской экспедиции

  • 18.07.2016 08:37

Впервые через тысячу лет после эпохи викингов пройден самый сложный участок пути «Из варяг в греки». В Смоленск по Днепру на ладье прибыли участники международной научно-спортивной экспедиции.

Экспедиция объединила путешественников из Смоленска, Москвы и Швеции. Самый популярный торговый маршрут Средневековья «Из варяг в греки» составлял 4,5 тысячи километров и проходил через смоленское Гнездово.

«Малый ветер» на водах Днепра. Как и 1000 лет назад «варяги» причалили в Гнездово. Ладья «Форнкоре» – точная копия подлинного речного дракара викингов, построенного примерно в 1050 году. Прототип был обнаружен несколько лет назад под Стокгольмом. Десяток его копий изготовил учитель математики из Швеции Леннарт Видерберг. Он же стал капитаном шведской экспедиции, который впервые за десять веков удалось преодолеть коварные пороги реки Ловати и доплыть до Гнездова.

Леннарт Видерберг, капитан шведской экспедиции:

«Самым большим приключением было путешествие по реке Ловать. Там была очень бурная вода и много-много камней. На реке Каспле у нас было единственное приключение – путь преградило упавшее на воду дерево. Оно было очень толстым. Чтобы пройти дальше, пришлось вытаскивать лодку и тащить ее волоком по траве».

Особенность этой экспедиции в том, что для передвижения не использовались никакие современные приспособления. Всю дистанцию и шведы, и россияне  преодолевали либо вплавь, либо волоком по суше исключительно  с использованием мускульной силы только членов экипажа. Путешественникам удалось реконструировать несколько техник этого, на первый взгляд, непосильного способа перемещения корабля. Оказалось, это не так трудно.

Сергей Сухорученков, руководитель смоленского клуба «Вигинг-Нево», руководитель российской экспедиции:

«Один из вариантов волока, который мы в позапрошлом году реконструировали – это скольжение. Как только мы добивались скольжения – это все выполнимо. В этом году Леннарт усовершенствовал. Он поставил драккар как бы на колеса – самые примитивные».  

Путешественники подсчитали, что тысячу лет назад эту дистанцию моряки преодолевали примерно за три месяца. Экипаж XXI века разбил маршрут на несколько участков, каждый из которых проходили разные участники. В итоге от начала до конца путь преодолели четыре человека. Среди них Ольга Вагурина. С детства она была участником клуба «Викинг-Нево» и попробовала себя в воссоздании многих водных исторических маршрутов.

Ольга Вагурина, участник экспедиции:

«Наверное, главное – работать спиной, а не руками. В этом основное правило гребли».

В этом году экспедиция завершена. Преодолено 135 км по воде и 18 км –  волоком. Возможно, через год «варяги» отправятся по Днепру до Черного моря, это сравнительно простой маршрут, который особого интереса не представляет. Другой вариант – ладья «Форнкоре» останется в музее Смоленска. Долгие годы пройти путь «Из варяг в греки» считалось невозможным, но моряки «Малого ветра» доказали обратное. 

© «Копирайт», 2024

Популярные разделы: список товаров 1 | список товаров 2 | список товаров 3