Культурно-выставочный центр имени Тенишевых открыл выставку работ Михаила Горского под названием: «Поэзия. Мотивы». Она посвящена годовщине одного из наиболее заметных современных пейзажистов, который занимает особое место благодаря неповторимой, только ему свойственной поэтической интонации.
Михаил Горский – уроженец Гжатской земли, до последних дней не прерывавший связь с родным Потаповым, где много времени проводил в крестьянском труде, где писал с натуры, где сердечным приступом оборвалась его жизнь семь лет назад. Организацию выставки его памяти взял на себя сын художника Иван. Кроме работ, находящихся в Смоленске, многие привезены из частных коллекций Петербурга, Москвы, Подмосковья, других городов.
Иван Горский, сын Михаила Горского:
«Для меня эта выставка, прежде всего, дань памяти отца и возможность показать людям то, чем он жил, чем он дорожил, чему посвятил всю свою жизнь. Мы постарались представить миросозерцание, мировосприятие художника, которое основано на глубочайшем познании и тонком лирическом переживании родной природы».
Одно из видных мест в экспозиции занимает портрет деда автора выставки - Николая: в этом году – 130-летие от его рождения. Работа прежде никогда не экспонировалась, как и многие другие. Среди них несколько тонких лирических пейзажей. Впервые представлена и графика Горского, которая у него чаще несёт не вспомогательную, а вполне самодостаточную, как жанр, функцию. Рисунку учила Михаила Горского на худграфе Вера Евгеньевна Самарина.
Вера Самарина, заслуженный художник России:
«Это был большеглазый мальчишка из деревни. И, как Ломоносов, или Есенин, он буквально за год, за два набрал столько, что стал и художником, и артистом, и пел прекрасно, и стихи читал. Словом, человек явно талантливый. Живопись его тонкая, красивая, лиричная. Может, не такая стильная, но очень-очень тёплая и добрая».
Творчество Горского называют «живописной метафорой Есенина», так же можно сказать – и Рубцова, и Рахманинова, и Свиридова. Названия его работ: «Стынет река», «Берёзы шумят», «Свет Родины» - словно одностишия, из которых складывается поэма. Каждый холст – фраза из нескончаемой, то светло задумчивой, то щемяще грустной мелодии. Поэзия, мотивы… И каждая интонация, каждый мазок напитан добром родной земли, за которое художник и расплачивался добром своего сердца.